Феминицид и новая волна бытового насилия: о чём заявили казахстанские правозащитники

Дмитрий Никитин

Группа правозащитников призвала власти Казахстана принять проект закона «О противодействии семейно-бытовому насилию» (ПСБН) и включить в национальное законодательство понятие «феминицид», передает Ulysmedia.kz.

Фото из открытых источников

22 ноября в Алматы прошла пресс-конференция с участием казахстанских активистов и правозащитников. Во время общения они призвали руководство страны к криминализации бытового насилия.

По словам главы общественного фонда «Институт равных прав и равных возможностей Казахстана» Маргариты Ускембаевой, произошедшая трагедия с Салтанат Нукеновой ещё раз продемонстрировала масштабы и изощрённые формы насилия, которому подвергаются казахстанские женщины.

– Я всегда пыталась донести, что насилие – это порождение патриархального общества. Я считаю, что насилие в семье – это война в семье. И она может приобрести неконтролируемые формы и масштабы, – заявила Ускембаева.

На встрече она напомнила о необходимости криминализации бытового насилия и о том, что некогда входила в рабочую группу, которая разрабатывала новый законопроект о противодействии семейно-бытовому насилию.

– Но законопроект, «задвинули в долгий ящик из-за волны хейта, который оказался сильнее прогрессивных экспертов. Правоохранительные органы не хотят с этим бороться, работать. Поэтому призываю принять этот закон «О противодействии семейно-бытовому насилию», в который мы прописали ответственность не только полиции, но и других органов: министерства здравоохранения, министерства труда, образования, – отметила правозащитник.

Кроме этого, активистка Айгерим Кусайынкызы призвала называть преступления против женщин – феминицидом.

– Феминицид, по международному праву – это убийство женщины за то, что она женщина. Нужно признать это гендерным преступлением, потому что причины, по которым убивают мужчин и женщин —разные. Мы как феминистки считаем, что феминицид нужно включить в уголовный кодекс. Ужесточение наказания за семейно-бытовое насилие проблему не решит, если не включить в уголовный кодекс, – заявила Кусайынкызы.

По ее словам, феминицид – это проблема не только женщин, но и государства, которое не вмешивается в проблемы «слабого пола».

– Потому что в Казахстане жизнь женщины не считается ценной со стороны мажилиса, сената, президента. За шесть лет сколько женщин погибли от рук мужей и родственников? Убийство Салтанат Нукеновой – еще один результат, – возмутилась Кусайынкызы.

Также психотерапевт Нуржамал Иминова подчеркнула, что в Казахстане каждая вторая женщина обращавшаяся за психотерапевтической помощью была изнасилована, а каждая пятая – изнасилована в период несовершеннолетия. По её словам, проблемы насилия идут с детства.

– Декриминализация семейно-бытового насилия дала сигнал, что бить и калечить можно. И коррумпированная система правоохранительных органов привела к тому, что укрываются, уходят от ответственности агрессоры. И бедные женщины с детьми идут к нам. Очень мало внимания уделяется психологическому здоровью. Государство глухо», – заявила Иминова.

Напомним, ранее главный редактор издания Ulysmedia.kz Самал Ибраева побеседовала с Халидой Ажигуловой – юристом-социологом, которая рассказала о вопросах гендерной инклюзии в руководстве страны, а также почему Казахстан – это «рай» для насильников, агрессоров и убийц.