Старшие "воспитывают" младших: дедовщина процветает в школе, где убили 9-классника

Айша Кутубаева

Уполномоченный по правам ребенка РК Динара Закиева съездила в село Копа, где произошло жестокое убийство девятиклассника. Она заявила, что в школе убитого существует так называемая «система», по которой старшие «воспитывают» младших, передает Ulysmedia.kz.

Коллаж Ulysmedia.kz

Детали

Закиева посетила село Копа Актюбинской области, чтобы выяснить обстоятельств гибели мальчика и проверить ситуацию в школе. Так, на месте она изучила работу всех служб, включая психолога, социального работника школы и инспектора по делам несовершеннолетних (ИДН), вместе с районным прокурором провела анонимный опрос учащихся, а также проанализировала анкетирование, проведённое психологом в прошлом году.

“Было выявлено, что в школе среди детей существует так называемая «система», по которой старшие «воспитывают» младших, а также признаки вымогательства и другие проблемы, требующие срочного вмешательства. Все эти результаты представила акиму района, школе и местной полиции, так как в начале встречи все эти факты отрицались. Отрицание проблемы, пассивный подход ведёт к отсутствию работы по устранению причин и индивидуальной профилактике, что может привести к таким страшным последствиям”, – отметила Закиева.

Детский омбудсмен признала, что проблема буллинга и преступности среди несовершеннолетних остаётся актуальной во всех регионах.

Поэтому необходимы системные решения. Так, по мнению Закиевой, важно вернуть в каждую школу инспектора по делам несовершеннолетних. Ранее в каждой школе был свой инспектор и это, по ее мнению, давало положительные результаты. Позже большинство инспекторов перевели в подразделения участковых.

“В Темирском районе, где находится село Копа, на 27 школ приходится всего три сотрудника ИДН, при этом расстояние между сёлами составляет до 2–3 часов езды. В области 430 школ, а сотрудников ИДН всего 60, что влияет на недостаточную информированность о ситуации в школах и на рост правонарушений среди детей. Чтобы оперативно получать информацию от психологов или учеников, проводить внутренние расследования и вовремя принимать меры, ИДН должен постоянно присутствовать в школе. В связи с этим необходимо закрепить отдельного ИДН за каждой школой, либо предоставить регионам возможность увеличивать количество сотрудников ИДН в зависимости от потребностей, финансируя это из местных бюджетов, – сказала омбудсмен.

Также выяснилось, что на местах фактически отсутствует орган, ответственный за защиту прав детей и координацию всех необходимых мер, который обладает контрольными функциями и работает на результат по каждому случаю. Комиссия по делам несовершеннолетних является комиссионным органом, где ее члены загружены основной работой, органы опеки входят в состав управления образования и зачастую больше привлекаются к работе образования, не связанной с защитой прав детей, а также не могут контролировать происходящее в школах.

“В этой связи (с учетом проводимой работы по увеличению количества сотрудников органов опеки) мы сейчас работаем над вопросом выделения органов опеки из управлений образования в отдельные структуры — Департаменты либо управления по охране прав детей”, – отметила она.

Также Закиева отмечает, что школы сейчас, как показывает практика, скрывают нарушения и негативные процессы, чтобы сохранить свой имидж и имидж директора, ведь наказывают в итоге их. В этой связи омбудсмен предлагает передать соцпедагогов в ведение департаментов/управлений по охране прав детей (при их создании). Это позволит им стать «глазами» органов по защите прав детей внутри школы и заниматься исключительно вопросами детей, изучая условия жизни каждого ребёнка, а при необходимости передавая семью в сопровождение Центров поддержки семьи, а также информировать о выявленных сигналах в вышестоящие органы.

Ко всему прочему, Динара Закиева предлагает законодательно закрепить нормативы по количеству сотрудников органов опеки: 1 сотрудник на 5 тысяч детей. Сейчас, например, в некоторых городах на 450 тысяч детей приходится всего 5 сотрудников, то есть один на 90 тысяч детей. Соответствующая поправка сейчас на рассмотрении правительства.

Есть меры, которые уже внедряются. Согласно вступившему в силу нового закона в июне, совместно с госорганами и акиматами открываются центры поддержки семьи во всех регионах, для профилактики и выявления буллинга и насилия в школах созданы Центры психологической поддержки, вводится антибуллинговая программа KiVa (пилотно в 110 школах, далее — во всех школах страны), а также с этого месяца вводятся уроки безопасности. Также введена административная ответственность за буллинг, открыт государственный Контакт-центр 111. При поддержке ОСФ «Қазақстан халқына» и ФНБ «Самрук-Казына» идёт работа по открытию малокомплектных спортивных комплексов, а также крупных объектов спорта и творчества.

История

Сама трагедия произошла в самом начале учебного года, 2 сентября 2024 года. Между учениками Копинской школы произошел конфликт, в ходе которого убили девятиклассника. Сообщается, что все произошло вне уроков в ночное время. Руководитель управления образования Актюбинской области Жайык Султан сообщил, что по этому факту идет следствие. Известно, что дети из благополучных семей, на учете не состояли.

В департаменте полиции сообщили, что Темирским районным отделом возбуждено уголовное дело по факту смерти несовершеннолетнего.

После этого генеральный прокурор Казахстана Берик Асылов сообщил, что расследование взято на личный контроль.

После этого сестра убитого 14-летнего школьника в селе Копа Актюбинской области опубликовала пост в социальных сетях и выразила опасения, что подозреваемые - подростки могут уйти от ответственности.

5 сентября трех несовершеннолетних подростков, которых подозревают в убийстве 14-летнего школьника в селе Копа, отправили в изолятор временного содержания.

7 сентября Токаева попросили переквалифицировать дело об убийстве школьника в селе Копа.