Директор общественного фонда Energy Monitor Нурлан Жумагулов, отвечая на вопрос Ulysmedia на полях бизнес-форума Dialogue Investment Forum, который прошел в Астане, объяснил, по каким именно нарушениям Казахстан подал иски к операторам Казахстана и почему их нельзя снижать, и отказывать, передает Ulysmedia.kz.
По словам Нурлана Жумагалова, во-первых речь идет о невозмещенных затратах на 13 млрд долларов США. Это те затраты, которые Казахстан посчитал необоснованными, или они были проведены с нарушениями, то есть по вине самого консорциума NCOC была допущена ошибка.
“Вы помните, трубу меняли на Кашагане. Добыча началась в 2013 году и остановили, потому что трещина пошла. И затраты Казахстан ставит на невозмещение. 13 млрд долларов он охватывает лишь 10-летний период с 2010 по 2019 год. Возможно, после 2019 года еще цифра больше, просто к ней не приступили. Это обычный процесс, когда две стороны договариваются, решают в арбитраже в пользу Казахстана или в пользу инвестора, но это не такой быстрый процесс”, – заметил эксперт.
Касательно претензии Казахстана к операторам Кашагана на 150 млрд долларов – это условная упущенная выгода. По словам Жумагулова, в свое время консорциум NCOC обещал выйти на 1 млн – 1,5 млн баррелей в сутки, но к сожалению, сейчас на Кашагане добывается 400-420 тысяч в сутки.
“Взамен Казахстан на 4 года продлил контракт СРП, увеличил бюджет проекта, сроки проекта, но ожидания Казахстана не оправдались. И поэтому Казахстан озвучил упущенную выгоду”, – заявил эксперт.
Третий иск - это экоштраф за сверхнормативное хранение серы, иск Минэкологии. Этот штраф был выписан, опираясь на нормы административно-правовых нарушений.
“Там просто есть элементарные формулы. По скольку, там хранилось очень много серы, по формуле умножили и выставили штраф. И все”, – заметил Нурлан Жумагулов.
В начале октября Bloomberg писал о том, что NCOC хочет снизить экоштраф с 5 млрд долларов до 100 млн долларов, в почти 50 раз. Однако Жумагулов заявил, что информация не была подтверждена консорциумом и это происки СМИ и акционеров.
“Там есть акционеры. Bloomberg, видимо, взял комментарий одного из акционеров. И, видимо, кто-то высказал, и они использовали, вот и все. Официальной позиции NCOC нет. Они в Верховном суде подали апелляцию, судятся. Верховный суд решит”, – заявил он.
Если все-таки Казахстан пойдет на поводу у консорциума и снизит иск в 50 раз, тогда, по мнению Нурлана Жумагулова, придется возвратить 14 млрд долларов АО "Каспий нефть", потому что будет прецедент.
“Как так, получается, вы казахстанскому инвестору отказываете, а иностранному инвестору прощаете. Примерно по такой же формуле оштрафовали АО "Каспий нефть" за хранение нефтешлама”, – заявил эксперт.
Что касается якобы желания инвестора изменить экологическое законодательство под себя, Жумагулов заявил, что экологический кодекс – очень суровый, сложный, штрафы очень большие. По его мнению, с другой стороны это побуждает компании не нарушать. Однако, если сравнивать штрафы для нефтяников и для компаний добывающего сектора, Жумагулов считает, что они несоизмеримы.
“Штрафы для нефтяников в десятки раз больше. Хотя горно-добывающий сектор загрязняет экологию еще больше, чем нефтяной сектор”, – заметил эксперт.
Директор общественного фонда Energy Monitor Нурлан Жумагулов не смог ответить, по чье вине произошла ситуация с Кашаганом, однако отметил, что в начале Казахстан привлекал инвесторов, и тогда, к примеру, попутный газ сжигали и ситуация была совершенно не такой какой сейчас является. Многие компании, по его мнению, не смогли вовремя подстроиться.
“Потом решили, что попутный газ не должны сжигать, а должны утилизировать. Некоторые компании не подстроились, и тем самым Казахстан начал штрафовать, потому что заблоговременно же предупреждал. В свое время ТШО была оштрафована на 300 млн долларов за сжигание попутного газа. Сейчас ТШО 99,5% добытого газа утилизирует. Штрафы были вложены в развитие Атырауской области.
Сейчас все штрафы аккумулируются в Нацфонде. И здесь, по мнению эксперта, тоже большой вопрос, почему эти штрафы оседают в Нацфонде, а не идут на развитие того региона, где было загрязнение.
В 2023 году Казахстан начал арбитражное разбирательство против компаний, разрабатывающих нефтяные месторождения Кашаган и Карачаганак, на сумму более 13 млрд долларов и 3,5 млрд долларов, соответственно, в связи со спорными расходами на их освоение. В апреле агентство Bloomberg сообщило, что Казахстан предъявил арбитражные претензии к Кашаганскому консорциуму на сумму более 150 млрд долларов, однако ни правительство, ни компании не раскрыли детали претензий.
Ранее министр энергетики РК Алмасадам Саткалиев в кулуарах мажилиса рассказал, как обстоят дела с иском к операторам Кашагана и на каком этапе судебный процесс.
В апреле Казахстан увеличил до 150 млрд долларов размер компенсационных исков к иностранным нефтяным компаниям, разрабатывающим нефтяное месторождение «Кашаган».