Наценка в 200%: крупные автодилеры навязывали казахстанцам допуслуги

Жуман Кииков

В агентстве по защите и развитию конкуренции сообщили о случаях, когда казахстанцам навязывали дополнительное оборудование, аксессуары и услуги при покупке автомобиля, передает Ulysmedia.kz.

Коллаж Ulysmedia.kz

Детали

В числе компаний, нарушивших правила, оказались такие автодилеры, как «Моторная компания «Астана моторс», «Orbis Auto», «Mercur Autos», «Toyota Tsusho Kazakhstan», «Автоцентр Актобе», «Zhayik Motors», «Евразия Моторс Шымкент» и другие. Их действия увеличивали стоимость автомобилей и ограничивали выбор для потребителей.

Принудительные продажи стали особенно заметны после запуска программы льготного автокредитования в 2022 году, когда на фоне дефицита автомобилей автосалоны требовали покупки дополнительного оборудования, такого как сигнализации, коврики и защита картера. Иногда дилеры предлагали «ускоренную» поставку автомобилей за счет покупки дополнительных опций стоимостью до 2 млн тенге, что существенно увеличивало общую цену машины.

Например, один из официальных дилеров «Toyota» в Алматы продавал более 82% автомобилей с дополнительным оборудованием стоимостью до 3 млн тенге, что увеличивало цену на 200%. Также имели место случаи, когда при покупке в кредит дилеры требовали страхование жизни и здоровья клиентов, что противоречит законодательству.

Кроме того, автосалоны часто навязывали сервисное обслуживание только у официальных дилеров, запрещая замену масла и других расходных материалов в сторонних сервисах, что нарушает права потребителей.

Вместе с тем снятие с гарантийного обслуживания при осуществлении регламентных работ в сторонних автосервисах без подтверждения возникновения неисправностей автомобиля вследствие данных работ является недобросовестной предпринимательской практикой, - отметили в агентстве.

Эти практики негативно влияли на рынок, мешая покупателям выбирать более дешевые товары и услуги у сторонних поставщиков, которые, как правило, предлагают цены на 20-30% ниже.

Навязанные услуги в Казахстане

Ранее бизнес-консультант Кайсар Макан в социальных сетях опубликовал недописанное заявление из офиса «Казахтелекома». На нем недовольный автор попросил руководство компании отключить их конченные услуги.

Также высшая аудиторская палата (ВАП) представила итоги госаудита эффективности НАО "Фонд социального медицинского страхования" и его региональных филиалов за 2022-2023 годы. Оказалось, что казахстанские стоматологические клиники проводили двойную оплату услуг.