×
495.2
522.34
4.94
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
495.2
522.34
4.94

Сроки IPO нацкомпаний назвал "Самрук-Казына"

Сроки IPO нацкомпаний назвал "Самрук-Казына"
pxhere.com

Фонд, над которым нависла угроза уйти в небытиё, не хочет продавать национальные богатства исключительно граждана страны. Первой из "дочек" ФНБ на продажу выставит акции Air Astana, затем КазМунайГаз, QazaqGaz и КТЖ, сообщает Ulysmedia.kz со ссылкой на некоммерческую организацию "Казахстанская ассоциация миноритарных акционеров" (QAMS).

24 января ассоциация получила ответ от ФНБ "Самрук Казына" на своё обращение по приватизации государственных активов, которые входят в фонд.

В обращении QAMS отмечалось, что приватизация должна быть инклюзивной - с вовлечением граждан страны, которые должны иметь приоритетное право на приобретение части выставляемых на продажу акций. Кроме того, должен быть максимально задействован механизм IPO в целях обеспечения прозрачности процесса, а также развития внутреннего рынка капитала.

Исходя из ответа ФНБ, установлены следующие сроки:

  • Air Astana - первое полугодие 2022-го
  • "КазМунайГаз" - второе полугодие 2022-го
  • QazaqGaz (ранее – "КазТрансГаз") - 2023 год
  • "КТЖ" - 2023 год
  • "Казпочту" и Самрук-Энерго хотят продать стратегическим инвесторам, при этом по "Самрук-Энерго" в текущем году повторно будет рассмотрен вопрос вывода на IPO. "Тау-Кен Самрук" решили не выводить на IPO – в ФНБ не видят выгоды. К слову, в "Самрук-Казына" в первую очередь ориентированы на выгоду.

"В целях максимизации выгод от сделок текущие мероприятия по подготовке КМГ, Эйр Астаны и КТГ не предполагают проведения IPO компаний исключительно в формате "Народное IPO", который, согласно общепринятому пониманию, подразумевает: (а) продажу акций исключительно в пользу розничных инвесторов (без институциональных, в том числе местных) и только на отечественном фондовом рынке; (б) лимитирование объема продажи акций "в одни руки"; и (в) предоставление розничным инвесторам дисконта (в том числе сверх рыночного)", - сообщили в ФНБ.

Фонд дал понять, что акции этих компаний не будут продавать исключительно гражданам Казахстана.

В ассоциации миноритарных акционеров Казахстана всё же настаивают на том, что приватизация национального богатства страны должны быть инклюзивной - с вовлечением граждан РК, которые должны иметь приоритетное право на приобретение части выставляемых на продажу акций.

Также члены QAMS отметили, что в ходе приватизации должен быть максимально задействован механизм IPO в целях обеспечения прозрачности процесса, а также развития внутреннего рынка капитала.

"Приоритет в размещении акций на фондовом рынке Казахстана позволит гражданам страны приобрести ценные бумаги по более привлекательной цене, чем после международного IPO или продажи госпакетов стратегическим инвесторам", - считают в ассоциации.

QAMS "предлагает сообществу инвесторов набраться здорового скептицизма в отношении заявленных планов, учитывая опыт предыдущих лет".

Кроме того, в ассоциация сообщили, что сейчас готовят пакет предложений об установлении общественного контроля за деятельностью квазигосударственных компаний через владение акциями гражданами Казахстана.

Ранее Ulysmedia.kz рассказывал, что критика значительно повысила активность руководства фонда. 11 января президент РК Касым-Жомарт Токаев поднял вопрос трансформации фонда, а также пересмотра порядка закупок "Самрук-Казына". Позже его пресс-секретарь сообщил, что глава государства ожидает ускорения приватизации компаний, входящих в ФНБ. Кроме того, 21 января во время встречи с олигархами Токаев сообщил, что у него был разговор с Саткалиевым, где последнему дали понять, что если он не справится с задачами, то "уйдёт в небытиё" вместе с фондом.

Уже 24 января глава ФНБ в соцсетях намекнул на прямое участие граждан во владении активами фонда. Затем он испугался коррупционных рисков, которые, как он считает, могут возникнуть при передаче нацкомпаний, входящих в фонд, профильным министерствам. Во второй половине фонд сообщил о сокращении количества топ-менеджеров и сотрудников головной компании ровно наполовину. При этом в фонде напрочь отказались от должностей “советников”. Но не уточнили даты увольнения ценных кадров, вдруг оказавшихся ненужными.