Казахстанские школьники стали проводить больше времени в интернете и меньше — за уроками, передает Ulysmedia.kz.
Если в 2018 году мальчишки в возрасте 10–14 лет скролили соцсети, читали медиа 1,5 часа в будний день, то спустя пять лет время на это занятие выросло до 1 часа 46 минут. У девочек ситуация аналогичная: ранее на медиа подростки тратили 1 час 18 минут, в прошлом году — уже 1 час 35 минут. Такие данные приводит Energyprom.
Вместе с тем школьники в этом возрасте стали на полчаса меньше тратить на самостоятельное обучение, выполнение домашних заданий. Теперь на "домашку" у мальчиков уходит 1 час 11 минут, у девочек — 1 час 8 минут.
Согласно исследованию Казахстанского института общественного развития (КИОР), почти половина (44%) подростков в Казахстане являются активными пользователями интернета, то есть ежедневно общаются онлайн. Ещё 31% контактируют с другими людьми через мессенджеры и соцсети "почти всё время в течение дня". 13% опрошенных в ходе исследований респондентов отметили, что переписываются нечасто — раз в неделю или реже. Наименьшая категория опрошенных (12%) по разным причинам вовсе не пользуется социальными медиа.
Чаще всего среди подростков популярен просмотр развлекательных роликов без полезной смысловой нагрузки в TikTok и Instagram. Негативным вариантом потребления цифрового контента авторы доклада называют хостинги с играми, разные сервисы с челленджами и квестами. Результаты исследования КИОР показали: как правило, дети старше 6 лет в РК уже имеют собственные гаджеты, но в основном их использование связано с обучением. Подростки от 13 до 17 лет уже активно используют цифровую технику для выхода в интернет и просмотра социальных медиа.
Три из четырёх опрошенных в 2024 году взрослых (72,8%) отметили, что проблема зависимости ребёнка от гаджетов для них актуальна. Выборка опроса составила 3 тыс. человек. Лишь четверть участников не считают это серьёзной проблемой. К сожалению, в описательной части исследования КИОР нет подробного объяснения, почему такая проблема для части респондентов неактуальна. Либо их дети ещё малы и не имеют телефона, либо у них в принципе нет детей, или, возможно, взрослые держат ситуацию под контролем.
Только около 15% респондентов пользуются программами родительского контроля телефонов, планшетов и компьютеров. Разница между городскими и сельскими жителями в этом плане незначительна: 15,4% против 14,8%. Ещё треть участников опросов знают о приложениях для контроля за цифровым контентом детей, но не пользуются ими. Удивительно, что 38,7% опрошенных в городах и 35,8% респондентов в сёлах даже никогда не слышали про родительский контроль над мобильными телефонами и планшетами детей.
Любопытно, что в разных регионах отношение родителей к вопросу контроля детских телефонов различное. Например, в Улытауской области 64,7% респондентов отметили, что пользуются приложениями для родительского контроля, а в Шымкенте доля таких опрошенных минимальна — всего 6,7%. Больше 87% шымкентцев, прошедших опрос, либо вообще не слышали про такие специальные программы, либо знают о них, но не пользуются. Похожая ситуация наблюдается в большинстве южных регионов — Туркестанской, Алматинской, Кызылординской.
Специалисты Международного союза электросвязи утверждают, что детям 5–7 лет нельзя разрешать самостоятельно проводить время в интернете, с телефоном. Ребятам 8–10 лет лучше запретить использование чатов и соцсетей, установить родительский контроль и предупредить о важности неразглашения личных данных. За детьми старше 11 лет нужен тотальный контроль. Дети в этом возрасте могут самостоятельно пользоваться гаджетами, но родителям рекомендуется проверять историю браузера, следить за перепиской и контролировать все устройства с доступом в сеть. С теми, кто старше, нужно договариваться "на берегу" о правилах, обсуждать темы неприемлемого контента и знакомств, следить за их финансовыми операциями и безопасностью личной информации.