Политолог Ербол Едилов считает, что в АО «Самрук-Казына» в обозримом будущем не будет кардинальных реформ, проведение которых было обещано после январских событий. Об этом передает Ulysmedia.kz.
5 апреля Касым-Жомарт Токаев принял председателя правления "Самрук-Казыны" Алмасадама Саткалиева. Был выслушан доклад о финансовых и производственных показателях Фонда и прогнозах на текущий год. Саткалиев также сообщил о приоритетных проектах, а президент, в свою очередь, "дал ряд конкретных поручений".
“В общем, стандартное официальное сообщение, за которым неизвестно что скрывается. Но можно предположить, что ничего особо нового мы не увидим”, – считает Ербол Едилов.
Сейчас стране нужны смелые и даже креативные шаги, в том числе, в социально-экономической повестке дня.
“И это не в последнюю очередь касается АО "Самрук-Казына", которое, по сути, было и остается "Фондом национального благосостояния". Вот здесь возникает главный вопрос – чьего благосостояния? Его топ-менеджеров и топ-менеджеров нацкомпаний, входящих в Фонд, или, все же, народа Казахстана? Вопрос можно посчитать риторическим, но он требует безотлогательного ответа. А его как раз мы не видим. Как не видели при прежнем руководстве, так и при нынешнем, на которое возлагались определенные надежды”, – продолжает политолог.
После того, как в январе Токаев подвег "Самрук-Казыну" жесткой и точечной критике, многие ожидали каких-то кардинальных реформ, а если не реформ, то четких предложений.
“Оправдались ли эти надежды? Думаю, будет правильным коротко ответить – нет. И складывается впечатление, что вряд ли мы их увидим в обозримом будущем. Хотя бы потому, что не было структурной реорганизации Фонда, появления новых лиц в его руководстве, смелых решений. Не видим того, что говорило бы о потере "кормушки" для ряда лиц и аффилированных с ними частных компаний. Напротив, как я коротко отметил, господин Саткалиев делает все, чтобы сохранить свою должность и существующее положение, сделав лишь "косметический ремонт", – отметил Едилов.
Алмасадам Саткалиев
После критики президента были внесены определенные предложения, но даже не эксперты, а простые журналисты и гражданские активисты засомневались в их эффективности.
“Например, что касается сокращения штата на 50 %. Во-первых, есть мнение, что многие "советники" и "прилипалы" перейдут на договорную систему – официально работать в "СамКе" не будут, но миллионные гонорары получать не перестанут. Во-вторых, и что самое главное, вряд ли будут достигнуты цели, которые изначально ставились перед Фондом еще Нурсултаном Назарбаевым – повышение благосостояния граждан. Сейчас, как говорится, не до жиру – укрепить бы то, что имеем и получить уверенность в завтрашнем дне. А этого, как вы понимаете, в нынешней ситуации не предвидится”, – считает политолог.
Также Едилову с трудом верится в обещания о повышении прозрачности Фонда.
“За прошедшие полтора месяца с момента выступления Касым-Жомарта Кемелевича мы не увидели абсолютно никаких продвижений в этом плане. Все обещания о пересмотре системы закупок и так далее – просто слова, не подкрепленные делом. То же самое касается и мнимой возможности рядовых казахстанцев владеть активами "Самрук-Казыны". Во-первых, эту сырую и ничем не подкрепленную идею раскритиковали даже мажилисмены. А во-вторых, нашим гражданам попросту сейчас не до этого, да и денег у людей нет. То есть акции могут ступить только богатые и аффилированные”, – подчеркнул он.
По словам политолога, поспешная приватизация, с одной стороны, выглядит заманчиво, но на деле, как отмечают специалисты (в частности, экономист Расул Рысмамбетов), главные активы могут перейти в руки олигархов.
“От себя добавлю, что этими олигархами с большой долей вероятности могут оказаться те, кто и сейчас имеем прямое, но скрытое отношение к этим активам. Кроме этого, есть подозрение, что при таком раскладе это может стать банальным отмыванием капиталов”, – заявил он.
По мнению Едилова, все должно исходить из двух основополагающих вещей. Первое – реформами в "Самрук-Казыне" и, возможно, полной его реорганизацией вплоть до расформирования, должны заниматься незаинтересованные, независимые специалисты. И второе – нужны полная прозрачность и общественный контроль.
“Причем, не только над процессом настоящих (а не косметических) реформ, но и в дальнейшем – над составляющими Фонда и его активами. Они, напомню, сейчас составляют порядка $69 млрд, а в сам "Самрук-Казына" входят 315 компаний. Вот тогда мы все поверим в реальную возможность повысить свое благосостояния за счет активов, которые, по сути, принадлежат нам, народу Казахстана – Нового Казахстана. А пока мы видим лишь старый Фонд со старыми привычками”, – заключил политолог.
Напомним, 11 января президент Токаев поднял вопрос трансформации фонда, а также пересмотра порядка закупок "Самрук-Казыны". Позже его пресс-секретарь сообщил, что президент ожидает ускорения приватизации компаний, входящих в ФНБ. Кроме того, 21 января во время встречи с олигархами Токаев сообщил, что у него был разговор с Саткалиевым, где последнему дали понять, что если он не справится с задачами, то "уйдёт в небытие" вместе с фондом.
Уже 24 января глава ФНБ в соцсетях намекнул на прямое участие граждан во владении активами фонда. В тот же день фонд сообщил о сокращении количества топ-менеджеров и сотрудников головной компании ровно наполовину. При этом в фонде напрочь отказались от должностей “советников”. Кадровые чистки в ФНБ, над которыми висела угроза уйти в небытие, продолжались несколько недель.