После публикации статьи на Ulysmedia.kz без всякой волокиты с официальными запросами, а вернее - вообще без них, в министерстве торговли решили объяснить так называемую "оборотную схему" льготного кредитования торговых сетей. Также нам сообщили о новых миллиардных суммах, которые, по мнению чиновников, помогут удержать цены хотя бы на простейшую еду - сахар, картошку, морковку, капусту...
Нам объяснили, что льготное кредитование торговых сетей – это своебразный обмен на обязательства торговать, хотя бы социально значимым, по фиксированным ценам. “Оборотную схему” начали применять с середины 2019 года и сразу выделили 2,3 млрд тенге, в 2020 году сумма выросла до 11,8 млрд тенге. К декабрю 2021 года финансирование “оборотной схемы” было доведено до 50,5 млрд тенге. Почему эти миллиарды не помогли удержать цены на картошку и морковку, которые в начале лета прошлого года стоили дороже бананов, в торговом министерстве решили не вспоминать.
Как бы то ни было – вот свежая информация: общая сумма заключённых контрактов в нанешнем апреле составила 43 млрд тенге.
И напрасно мы думаем, что цифры берутся с потока. Оказывается, ещё в феврале комитет торговли провел настоящую аналитическую акцию и “сделал скрин цены реализации картофеля в одной из крупных торговых сетей”. Сотрудниками минторга “было установлено, что в продаже имеются два вида картофеля”. То есть сходили они в какой-то крупный магазин и убедились, что на прилавке есть картошка двух видов – по «оборотной схеме» с фиксированной ценой 112 тенге, и коммерческая – по 260 тенге. Проверяющим “удалось” выяснить, что по “оборотной схеме” продано 96 тонн корнеплода, а по коммерческой всего – 32 тонны.
В министерстве посчитали предполагаемый эффект “оборотки” на 43 млрд тенге и поняли, что денег-то маловато – хватит на покрытие 1,3% от потребности в социальных продуктах и хватит этого только 2,2% населения. Поэтому регионам для эффективного сдерживания цен поставили целевой индикатив, то есть довести суммы финансирования “оборотной схемы” к концу апреля до 100 млрд тенге.
Казалось бы, деньги из бюджета ушли немалые, но, главное, граждане будут сыты, а торговые сети довольны, однако всё не так просто. Например, зампредседателя правления Союза торговых сетей Казахстана Эльбеги Абдиев утверждает, что заинтересованность торговых сетей в миллиардных оборотных средствах заметно снижается:
“При заключении договора на “оборотную схему”, мы фиксируем цены розничной продажи товара. Но при этом видим, что цены производителей постоянно растут. И растут и риски, поэтому чтобы выполнить условия контрактов, мы вынуждены будем продавать товары по ценам ниже закупочных”.
Ранее Ulysmedia.kz разбиралась, почему правительство Казахстана декларирует борьбу с перекупщиками, а на самом деле поддерживает их льготными кредитами. Мы продолжаем следить за ценами на продукты и постараемся выяснить, почему миллиардные льготные кредиты вдруг перестали стимулировать торговые сети.