Популяция сайги в Казахстане достигла 1,3 млн особей

Ulysmedia

Численность популяции сайгаков в 2022 году составила 1 318 000 особей, передаёт Ulysmedia.kz.

Мейірбек Тажкуранов

Со слов экоактивиста Сакена Дилдахмета, по сравнению с 2021 годом прирост составил 56% (842 тыс). Так, в этом году уральская популяция сайги достигла 801 000, устюртская – 28 000 особей. А бетпакдалинская достигла показателя 2015 года (до массового падежа сайгаков) – 489 000 особей.

“Это огромная работа инспекторов Охотзоопрома, территориальных инспекций и АСБК (Казахстанской ассоциации сохранения биоразнообразия). Молодцы!”, – отметил Дилдахмет и сообщил, что с 1 июля начнёт свою работу Бокейординский государственный природный резерват по охране сайгаков.

Напомним, ранее в Казахстане начался период окота сайгаков. В народе такой сезон называют "Құралай салқыны". Это священный месяц для животных, когда зарождается новая жизнь. Фотограф Ulysmedia.kz запечатлел лучшие моменты этого важного периода. Снимки были сделаны на расстоянии, чтобы не потревожить сайгаков.

В Казахстане до 2023 года действует мораторий на отстрел сайги, по его завершению в Минэкологии предлагают начать регулировать численность животных. Однако эксперты считают, что в начале должны быть проведены полномасштабные исследования, выработаны рекомендации учёных на госуровне, чтобы не потерять то, что с таким трудом восстанавливали. Впрочем, и сейчас популяция сайги ещё восстанавливается, говорят в Институте зоологии Казахстана. И потому поднимать вопрос об искусственном регулировании ещё рано. Тем более, есть факт, что в советское время численность казахстанской сайги была намного выше, и таких конфликтов с фермерами не наблюдалось, так как это мигрирующие животные. Поэтому в Институте зоологии считают, что для начала нужно скрупулёзно разобраться в подлинных причинах конфликта животных и фермеров.

Пока же, как предполагают эксперты, в прошлом и этом годах сайгаки, которые обычно очень пугливы и обитают больше на необитаемых человеком территориях, в этот раз стали подходить ближе к местам проживания людей из-за засухи в поисках водоёмов и пропитания. Тем более в период окота. И гнать священное животное в этот период, причинять какой-либо вред – просто бесчеловечно. Это просто исконный путь их миграции, у сайгаков в крови чутьё и память своей родной земли, путей миграции, прогнать с которых их не получится. В любом случае, они здесь надолго не останутся, это их временное родное и самое подходящее для окота пристанище, дальше они устремятся в более спокойные районы, сами.

Так что, наоборот, говорят учёные и инспектора, это фермеры сейчас – гости на исконных землях сайгаков. Та же уральская популяция, в адрес которой в прошлом и этом годах возникает столько шума от фермеров, уже очень давно мигрирует в тех местах.

Сайгаки издавна считались священными животными. В нашем народе считалось, что того, кто убьет сайгака, постигнет жестокая кара или за это злодеяние поплатится его семья. Мало кто знает, но нашему сайгаку (Saiga tatarica) 14 тысяч лет.

Евразийские сайгаки пережили мамонта и шерстистого носорога, диких лошадей, тура.

Сайгак – это остаток плейстоцена, то есть потомок северной антилопы, которая в далёкие времена водилась в Европе повсеместно, вплоть до Британских островов. Позже, во времена династии монголов и Чингисхана, сайгака можно было встретить от Венгрии до центрального Китая. На сегодня 90% популяции сайгаков обитает в Казахстане.

С распадом СССР началась неконтролируемая добыча сайгаков с целью вывоза рогов в Китай. Согласно данным журнала Geo, в период с 1990 по 2003—2006 годы численность сайгаков в мире сократилась на 94-97%.

И только благодаря огромным усилиям учёных и инспекторов на местах, мерам государства на нацуровне удалось сохранить сайгаков, численность которых в 2003 году, то есть всего 19 лет назад, достигла критической величины – 21 тысячи голов. А ведь ещё в 90-х года достигала миллиона.

Были приняты решительные и кардинальные меры, которые позволили спасти нашу родную популяцию от исчезновения. Первую такую программу приняли в 2005 году, создали резерваты, где сайгаков оберегали и защищали от браконьеров, позже на законодательном уровне ввели запрет на пользование сайгаками, их частями и дериватами на всей территории Казахстана до 2020 года. Этот срок позднее продлили до 2023 года.

Браконьерство остаётся главной угрозой сайгаков. Животных отстреливают ради рогов, которые используются в традиционной китайской медицине. Незаконная охота не только приводит к сокращению численности, но и нарушает половозрастной баланс в популяциях, который приводит к снижению рождаемости, отмечают в АСБК.

В 2019 году ужесточили законодательство за браконьерство, вплоть до лишения свободы сроком до 12 лет и конфискации имущества. Также в период окота и лактации сайгаков инспектора выезжают в степь в места обитания этих животных для их защиты в рамках специальной госпрограммы ”Сайгак”.

С 2004 года благодаря мерам, принимаемым по охране вида, численность сайгаков постепенно росла и на апрель 2015 года составила 295,4 тыс.

Однако угрозу для популяции сайгаков представляют также опустынивание, потеря водопоев и высокая пастбищная нагрузка. Косят животных и инфекционные заболевания, особенно пастереллёз.

Именно пастереллёз стал причиной массовой гибели сайгаков бетпакдалинской популяции в мае 2015 года. Падение численности в ней составило более 80%.

Как известно и к большому сожалению, погибают даже инспектора, защищая сайгаков. За два года, и это только официально, у браконьеров изъято и уничтожено больше 3,5 тыс. килограммов сайгачьих рогов. 

Правительству стоит уже сейчас вновь серьезно заняться вопросом исследования причин конфликта фермеров и сайгаков, чтобы не допустить жертв со стороны животных и их потомства.

В 1996 году сайгак вошел в Красный список Международного Союза охраны природы (МСОП). Он не включён в Красную книгу Казахстана, но относится к видам, охота на которые сейчас полностью запрещена. Поэтому, с точки зрения закона, ответственность за его нелегальную добычу такая же, как за "краснокнижников".