Агентство по защите и развитию конкуренции проанализировало рынок продовольственных товаров. Выяснилось, что из-за отсутствия конкуренции растут цены на продовольствие, передаёт Ulysmedia.kz.
Агентством по защите и развитию конкуренции проведены анализы состояния конкуренции на рынках продовольственных товаров по 13 товарным позициям
из 19 СЗПТ, с наибольшим ростом цен, подвергающиеся регулярной ценовой волатильности в течении последних 3-х лет, и высокой долей импортозависимости (свыше 20%), а также дающие основной вклад в рост цен на продовольствие (масло подсолнечное, яйца, сахар, крупа гречневая, мясо кур, хлеб, муки, мясо говядины, молоко, картофель, морковь, лук, капуста), – говорится в докладе.
В рамках проведения анализа был определен уровень концентрации на рынках плодоовощной продукции (картофель, морковь, лук, капуста). Мясо говядины, где отмечается относительно низкий уровень концентрации (на одного ведущего субъекта приходится менее 9% совокупных продаж, при среднем значении 7%), на рынках яиц, молоко, хлеба и мука – умерено концентрированный уровень (на одного ведущего субъекта приходится 10-20%, при среднем значении 15%), рынки подсолнечного масла, мясо кур, сахара и гречневой крупы являются высококонцентрированными рынками (на одного ведущего субъекта приходится более 20%, при среднем значении свыше 25%).
В агентстве провели подробное изучение цепочек от производителей до потребителя. В их числе импортеры (первичное звено); оптовые поставщики, перекупщики (второе звено); торговые сети, рынки (третье звено).
Всего в Казахстане 4 крупных производителя сахара, которые расположены в 2 регионах республики (г. Тараз -2, Алматинской обл. - 2). Это ТОО “Коксуский сахарный завод”, ТОО “Аксу Кант” (Алматинская обл.), ТОО “Меркенский сахарный завод”, ТОО “Таразский сахарный завод” (Жамбылская обл.). В 7 регионах Казахстана превалирует импорт. Существует 14 крупных и средних дистрибьюторов, также сахар распределяется через торговые сети.
”В целом от производителя до потребителя надбавка доходит до 53 процентов”, – говорится в отчете агентства.
В случае с подсолнечным маслом до потребителя торговая надбавка доходит до 25%. Яйцо куриное по пути дорожает на 25%. Гречневая крупа – на 33 %. Курица – на 28 процентов. Молоко, мука, хлеб – от 15 до 18 процентов. В случае с говядиной и овощами по республике осуществляют производство более 1 000 субъектов, рынок является низко концентрированным, характеризуется большим количеством участников рынка.
За 2021 год на рынках СЗПТ, антимонопольным органом вынесено:
- 114 уведомлений в отношении производителей и оптовых поставщиков яиц куриных (32), мяса кур (33), сахара (19), подсолнечного масла (11), гречневой крупы (6), по торговым сетям (4), молочной продукций (3), по рожкам и муке (4). Из них, исполнено 86 уведомлений.
- назначено 16 расследований (подсолнечное масло - 2, сахар - 2, хлеб - 2, мука - 1, яйцо –5, мясо кур – 1, торговым сетям по СЗПТ - 2). Также в ведомстве отметили, что проводится работа по устранению административных барьеров.
В качестве одной из мер сдерживания цен применяется так называемая оборотная схема. Так сеть супермаркетов Magnum получает государственные льготные займы и обязуется продавать развесной сахарный песок по 445 тенге за килограмм. 10 июля корреспондент Ulysmedia.kz отправился на поиски сахара в торговые точки Алматы, однако найти товар на полках супермаркетов не удалось. В торговой сети заявили, что торгуют сахаром себе в убыток. В апреле мы разбирались, что такое “оборотная схема” и кто лоббирует интересы Magnum.
Ulysmedia.kz писала, какие громкие фамилии стоят за этой торговой сетью. Была информация, что Вячеслав Ким продал свою долю в Magnum сыну Болата Назарбаева, чтобы купить акции Кайрата Сатыбалды в Kaspi. Компания опровергла эти данные.