Три года войны в Украине – как изменился мир, и что это значит для Центральной Азии

Ulysmedia

24 февраля 2022 года началась война в Украине, разделив мировую политику на «до» и «после». Политолог Досым Сатпаев рассуждает, как изменилась геополитика и чего ждать дальше.

Коллаж Ulysmedia

НАСТОРАЖИВАЮЩИЕ АНАЛОГИИ

Послевоенному поколению бумеров и поколению X (к которому можно отнести и меня) выпала пусть и сложная, но интересная судьба быть свидетелями глобальных геополитических изменений.

Мы застали биполярный мир «холодной войны». Затем временно однополярный мир после развала СССР. Видели, как мир пытался объединиться в рамках глобализации. И теперь наблюдаем как мир снова распадается на части и строиться новый мировой порядок. Поэтому нас мало что может удивить. Мы слишком много видели и часто жили по принципу: "Надейся на лучшее, но ожидай худшего". Это делало нас более подготовленными ко многим катаклизмам.

Хотя, конечно, сейчас есть немного другое ощущение.  Кто-то, например, считает, что мюнхенская конференция по безопасности вошла в историю, как начало обозначения новых более жестких геополитических реалий, но, если присмотреться внимательно, то это событие лишь подтверждает теорию исторической спирали, которая возвращает нас в 30-е годы прошлого века.

До Второй мировой войны мир также переживал не лучшие времена, когда на волне кризиса демократических ценностей, глубокие корни сначала пустил итальянский фашизм, а потом и его немецкая версия. И по мере укрепления власти Гитлера, часть Европы и США были сторонниками умиротворения диктатора, посчитав, что, договорившись с ним, можно избежать мировой войны. Все это вылилось в знаменитый Мюнхенский сговор, когда Гитлеру скормили Судетскую область Чехословакии в надежде, что на этом он и остановится. Как тогда гордо заявлял премьер-министр Великобритании Невилл Чемберлен после поездки в Германию, он принес с собой «мир с честью, мир для нашего поколения». И чуть меньше, чем через год, Германия вторглась в Польшу. И все это сопровождалось кризисом в Лиге Нацией, которую создали после Первой мировой войны в попытке наладить международное сотрудничество для предотвращения новых конфликтов.

И если сейчас взглянуть на современную геополитическую ситуацию, то настораживающих исторических аналогий становится все больше и больше. ООН находится в глубоком кризисе. В Европе снова идет война. Система международного права уже давно разрушается на глазах. Идет удар по мировой торговле. На все это накладываются проблемы, связанные с климатическими изменениями и непредсказуемыми последствиями, связанными с появлением генеративного искусственного интеллекта, который также может быть использован в новых конфликтах.

ЭТО БУДЕТ ДРУГОЙ МИРОПОРЯДОК

Конечно, из любого геополитического хаоса может выстроиться новый порядок. Не факт, что он окажется лучше, чем был до хаоса. Но это будет другой мировой порядок возможно даже с новыми экзотическими коалициями.

Например, что будет, если США при Трампе затянут торговую войну с ЕС? Тем более что выступление вице-президента США Джей Ди Вэнса уже поставило под сомнение необходимость тесного политического и военного союза США и ЕС.

По сути, жесткий демарш США против партнеров по ЕС, может подтолкнуть ЕС в сторону Китая, который после начала войны в Украине уже посетили руководители некоторых европейских стран. Даже после начала войны в Украине, Европа оставалась одним из важнейшим партнером Китая и в 2023 году ЕС занял второе место в торговом обороте с Китаем уступив только АСЕАН. Несмотря на определенные экономические выгоды, которые Китай получил после начала войны в Украине, покупая ту же российскую нефть и газ по более низкой цене, любая крупная война, особенно затяжная, вредит глобальной экономике в долгосрочном плане.

Что касается ЕС, то ведь при демократах США если и давили на европейцев по китайскому вопросу предлагая взамен экономическое и военно-политическое сотрудничество, то республиканцы скорее всего это давление будут усиливать, ничего не предлагая взамен. Естественно, что это невыгодная схема для ЕС.

Дональд Трамп сейчас представляет целое политическое крыло так называемых палеоконсерваторов, которые даже более радикальны, чем неоконсерваторы. В том числе в сфере определения внешней политики США, где всегда должна идти игра с нулевой суммой, при которой в выигрыше должны оставаться только США.

ПУТИН АМЕРИКАНСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Вообще, если бы Трамп родился в России, то возможно из него получился бы Путин 2. Они похожи по своему взгляду на мир. Здесь я соглашусь с Майклом Наки в том, что Путин и Трамп считают, что как в XIX или в первой половине XX века мир могут делить только гегемоны. Остальные страны могут быть только сателлитами. Трамп как бизнесмен сторонник агрессивного слияния и поглощения. Классическая империалистическая модель. Прав тот, у кого больше силы и прав. С его точки зрения, чтобы США выиграли, другие должны проиграть. Поэтому Канаду называл 51 штатом. И Гренландию собирается аннексировать. И в этом с Путиным они также похоже.

Хотя, еще до Дональда Трампа много вреда Украине нанес Джо Байден, когда тянул резину и не предоставил Украине в 2022 году достаточно оружия, которое помогло бы украинскому контрнаступлению. С оглядкой на Байдена действовали и страны ЕС. Тянули резину. Не было у них своего аналога Уинстона Черчилля. Хотя во время войны главное не потерять стратегическую инициативу. Потом, конечно, стали выделять финансовую и военную помощь, но с большим количеством оговорок, но это опоздание дорого стоило Украине.

То же самое касается вхождения Украины в НАТО. Демократы были против, как сейчас республиканцы. То есть США не в первый раз «кидает» Украину. А Трамп не скрывал, что он и его окружение собираются ее кинуть.

Некоторые республиканцы, сторонники Трампа с 2022 года постоянно говорили о том, что Россию якобы заставили нападать на Украину. Это примерно то же самое, если бы Польшу они сейчас стали обвинять в том, что именно она напала на Германию в 1939 году. Или что США напали на Японию в Перл-Харборе в 1941 году.

Вот недавно сенат США утвердил на пост директора Национальной разведки бывшую конгрессвумэн Талси Габбард. Так она еще с 2022 года винила США и НАТО в начале войны в Украине. Поэтому в Кремле ждали победы Трампа рассчитывая на то, что с ним можно договориться, в первую очередь чтобы смягчить санкции.

При этом, я здесь соглашусь с экс-главой МИД Украины Дмитрием Кулеба, которые считает, что на все это надо смотреть как на начало игры со стороны Трампа в самой начальной стадии. И здесь вспоминается интересная статья по поводу психологических приемов, которые Трамп используют из американского футбола, где есть прием под названием «перегрузка зоны», когда быстрое принятие множества решений и силовое их продавливания в первую очередь направлено на то, чтобы ошеломить оппонентов и тем самым ослабить их ответную реакцию и прощупать слабые места.

И экс-глава МИД Украины Дмитрий Кулеба, по сути, это подтверждает, когда говорит, что на Украину, на европейцев совершается кавалерийское наступление. И самое главное всем нужно его сдержать. Очень важно не падать до выстрела, но еще важнее — не падать после выстрела.

Кстати, показательной была ситуация с редкоземельными металлами. Сначала Дональд Трамп требовал от Украины в ускоренном порядке подписать с США какое-то непонятное соглашения на $500 млрд долларов без каких-то гарантий безопасности. Зеленский отказался. После этого была целая гневная тирада со стороны Трампа. Но когда в Киев прибыл спецпредставитель Трампа по Украине Кит Келлог, выяснилось, что администрация президента США представила Украине обновленный проект соглашения по полезным ископаемым. Хотя не факт, что Киев подпишет и этот кабальный документ.

ПОЧЕМУ ТРАМП ЗА РОССИЮ

В то же самое время, Дональда Трампа и его окружение на самом деле эта война в Европе мало интересует. Их интересует будущая конфронтация с Китаем. Поэтому все эти переговоры идут в ускоренном режиме. Поэтому Белый Дом готовит пойти на разные уступки России за счет интересов Украины.

Не удивительно, что, например, жесткие выпады Трампа в сторону Панамы и Гренландии, которые в последние годы активизировали свое экономические и политическое сотрудничество с Китаем, были направлены на то, чтобы это сотрудничество резко сократить. Даже попытки Трампа быстрее заключить с Украиной по редкоземельным металлам также имеет антикитайский характер, так как Китай сейчас контролирует 70% мировой добычи и переработки этих металлов, которые важны для оборонки, для производства аккумуляторов. А Украина обладает 10% мировых запасов лития. А это важнейший компонент производства всех литиевых батарей, которые нужны также для производства электромобилей. И это соглашение скорее всего активно лоббирует Илон Маск. Кроме редкоземельных металлов США интересовал уран и титан, так как Украина занимает 6 место в мире по запасам урана.

Поэтому сейчас Дональд Трамп хочет заключить сделку с Россией, за спиной Европы и Украины, чтобы попытаться оторвать Россию от военного альянса с Китаем, Ираном и Северной Кореей. Не зря же Трамп предложил вернуть Россию в G7.

Но Трамп и Путин могут заключить какую-угодно сделку, но без участия Украины и ЕС она не будет работать. Тем более, как правильно отмечают некоторых эксперты, диктовать условия можно только тому, кто собрался капитулировать. Украина этого делать не собирается. Это не Афганистан, где президент Ашраф Гани сбежал от боевиков движения Талибан, когда США перестали ему помогать.

ШАНС НЕЗАВИСИМОСТИ ЕС

Если США откажутся финансово поддерживать Украину и ограничат поставки вооружения, то другого выбора у ЕС не будет, как начать менять свое место в мире, отходя от роли сателлита США в сторону более самостоятельного игрока. Кстати, что касается финансовой копилки для помощи Украине, то бывший премьер-министр Великобритании Борис Джонсон уже заявил, что основном в Бельгии хранятся $300 млрд замороженных российских активов, которые можно использовать в войне против России.

Или же предложения о создании единой европейской армии звучат уже в течении долгого времени. Но они получило второе дыхание лишь только после начала войны в Украине. На мюнхенской конференции по безопасности президент Украины Владимир Зеленский, кстати, также снова призвал к созданию вооруженных сил Европы. Хотя быстро наверстать то, что было упущены за долгие годы будет тяжело. Но сделать это придется.

Также непонятна ситуация с антироссийскими санкциями. Если даже Трамп часть из них ослабит, вряд ли это сделает ЕС, по крайней мере до тех пор, пока в большинстве европейских странах у власти не окажутся правые силы. При сохранении санкций, канал для «серого импорта» будет продолжаться использоваться Кремлем через страны Центральной Азии. Если же Россия откажется от мирных переговоров по лекалам Трампа, то американские санкции могут быть даже ужесточены, а риски введения вторичных санкций против стран Центральной Азии при Трампе могут увеличится еще больше, чем это было при демократах, когда Вашингтон и Брюссель опасались слишком сильно давить на регион, чтобы не подтолкнуть его ближе к Москве и Пекину.

ЦА МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ

Но если маховик напряженности между Вашингтоном и Пекином будет раскачиваться все сильнее, особенно на фоне демонстративного желания Китая стать альтернативным экономическим и военно-политическим центром притяжения в мире для тех, кто устал от гегемонии США, то Центральная Азия окажется между молотом и наковальней. Даже МВФ признает тот факт, что сейчас в мировой экономике блоки делятся, на тех, кто примкнул к США, на тех, кто присоединились к Китаю и на тех, кто пока остался в стороне. Но Дональд Трамп вряд ли будет терпимо относиться к многовекторной политике стран ЦА, если там будет явный крен в сторону Китая. И если формат «5 стран Центральной Азии + США» сохранится, то уже без привязки к войне в Украине, как это было при демократах, а как продолжение конфронтации с Китаем, где Белый дом будет больше заинтересован либо в нейтральной позиции центральноазиатских стран по отношению к этой конфронтации, либо США начнут давить на партнеров Китая, чтобы ослабить их торговые связи, в том числе в рамках Транскаспийского международного транспортного маршрута из Китай в ЕС через Центральную Азию.

Автор: Досым Сатпаев