Торговая революция: неужели «поезд тронулся» или Что изменилось на казахстанской таможне

Курманов Байтас

В Казахстане, судя по всему, начинается расцвет таможенной сферы. Объемы платежей увеличиваются, нарушителей выявляют чаще, а деловая активность увеличивается. Статистика говорит сама за себя: согласно данным комитета государственных доходов министерства финансов Казахстана, в 2022 году объём таможенных платежей и налогов вырос больше чем на триллион и составил 3,5 трлн тенге. В 2021-м эта цифра была скромнее - 2,3 трлн тенге.

Коллаж Ulysmedia

Приятная статистика

Есть и другие «говорящие» цифры:

  • В 2 раза выросли поступления с НДС на импорт — 1,4 трлн тенге (против 795 млрд тенге);
  • вырос товарооборот: 106,1 млрд долларов (в 2021 году – 75 млрд долларов). В том числе импорт увеличился до 31,4 млрд долларов (в 2021 году – 22,6 млрд долларов), а экспорт до 74,7 млрд долларов (52,5 млрд долларов в 2021 году);
  • почти в 2 раза выросло число предпринимателей, которые начали заниматься импортом - с 30 128 в 2021 году до 50 809 в 2022 году.

Любопытно, что в 2022-м таможенники выявили в 3 раза больше нарушений, чем в 2021, но деловая активность не сократилась, а, наоборот, увеличилась.

Откуда корни растут

Оказывается, всё легко поддаётся логике и объяснению. Дело в том, что таможенные службы начали переформатировать рабочие процессы. Во-первых, ускорили прохождение таможни, в том числе за счёт внедрения автоматизации и даже искусственного интеллекта. Например, Главное диспетчерское управление осуществляет таможенный контроль дистанционно, без контакта с предпринимателями. Во-вторых, началась оцифровка учёта товаров на складах временного хранения. Это снижает коррупционные риски.

В-третьих, увеличили пропускную способность на границе с Китаем – в среднем от 15 до 80 единиц транспорта в сутки. Открыли новые пункты пропуска «Майкапшагай – Зимунай» и «Калжат – Дулаты».

Проклятая пандемия

Не секрет, что в 2020 году в период пандемии таможню на границе Казахстана и Китая постоянно сотрясали скандалы. То грузы на сутки застревали в пробках, то выявлялась очередная коррупционная схема. Статистика подтверждает - по итогам 9 месяцев 2020 года объём перевозок грузов снизился на 70% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. Но сейчас дело пошло: в 2022-м с КНР налажен онлайн-обмен экспортными декларациями, сведения по ним приходят еще до того, как товар заедет на территорию Китая и Казахстана. Кроме того, усилилась работа по декларированию импорта по стоимости и количеству товаров.

Коррупционный вопрос тоже на контроле. Недавно агентство по финмониторингу завершило расследование в отношении руководства компании Eurotransit NurZholy, которая незаконно завышала цены на свои услуги. В частности, она была единственным оператором по перевозке грузов в Казахстан с нейтральной стороны Китая. Кстати, по информации Vlast.kz, конечными бенефициарами Eurotransit Nur Zholy являются небезызвестный Кайрат Шарипбаев, его семья и окружение.

Кайрат Шарипбаев/Intergas.kz

Наполеоновские планы

Статистика не перестаёт удивлять: в январе 2023-го, несмотря на новогодние праздники и китайский новый год, в Казахстан из Китая заехали 46 тысяч транспортных средств. Поступления в бюджет составили 319,7 млрд тенге. Аналогичный уровень был достигнут в наиболее активные месяцы 2022 года – октябрь, ноябрь, декабрь.

В январе план по таможенным платежам и налогам уже выполнен на 135,3%, план по НДС с третьих стран - на 168,8%. В комитете госдоходов планируют в этом году получить таможенные платежи и налоги на сумму 3,8 млрд тенге, то есть еще больше, чем в прошлом году. Для этого проводят техническую модернизацию 9 автомобильных и 1 ж/д пропуска, а также строят здание Главного диспетчерского управления с автоматизацией и компьютеризацией всех процессов контроля.