18 сентября в Алматы состоялось третье слушание по делу о январских беспорядках. На почти десятичасовом судебном процессе самым неожиданным и громким стало заявление бывшего сотрудника КНБ Руслана Искакова, который назвал имя человека, до сих пор не фигурировавшего в уголовном деле – Самата Абиша, передает Ulysmedia.kz.
Имя первого заместителя главы КНБ было произнесено только на пятый час слушаний, когда Искаков и взорвал судебный процесс «своей правдой».
Если бы не разрешение судьи, Искакова могли не услышать
Искаков не стал начинать выступление с главных «козырей» и спокойно отметил, что ни за какие обещание и смягчающие обстоятельства он не будет признавать свою вину, так как ни в чем не виновен. В этот момент, кто-то заметил, что подсудимого очень плохо слышно, так как микрофон находится достаточно далеко от него. Судье предложили выпустить его из камеры, чтобы он мог подойти к микрофону. Судья возражать не стал, суля по всему, он не предполагал, какую информацию может озвучить бывший сотрудник КНБ.
Искаков ещё раз повторил слова о своей невиновности, подчеркнул, что ни при каких обстоятельствах, давлении и ни за какие обещания смягчить приговор, не пойдёт на поводу у следствия, так как со временем эта ложь может стать историей и псевдо-правдой.
- При неограниченных ресурсах, которые были в руках оперативной группы, она фактически собрала доказательства, которые противоречат их собственным версиям, даже если в этих доказательствах прослеживается отсутствие умысла, отсутствие сговора в организации массовых беспорядков, – заявил Руслан Искаков.
В этот момент судья прервал подсудимого и вновь напомнил ему первоначальный вопрос, касающийся ходатайства в отношении Джумагельдиева. Бывший сотрудник КНБ не растерялся и ответил, что он не так часто выступает и ему есть что сказать. Судья согласился.
Продолжая монолог, Искаков напомнил собравшимся, что на протяжении года более сотни сотрудников прокуратуры, Антикора, АФМ, МВД и КНБ определили, что «не установленные лица в неустановленных обстоятельствах в неустановленном месте в неустановленное время сделали ему неустановленное предложение, которое он по неустановленным мотивам принял».
По его мнению, это очень напоминает события, которые происходили в 1937 году в СССР. Он напомнил, что доказательства его слов находятся в КНБ и лежат в папках под грифом «совершенно секретно».
- Таким образом они пытаются запретить мне говорить, что я исполнял приказ Абиша, – неожиданно заявил Руслан Искаков.
В тот момент, когда был упомянут племянник Назарбаева, никто не перебил подсудимого. Стал ли этот факт шокирующим для присутствующих или всем стало интересно продолжение – осталось загадкой (прим – Ред).
- Городским алматинским оперативным штабом командовал Мажгулов, 5-6 января 2022 года оперативная обстановка требовала срочных неотложных мер, – продолжал подсудимый.
Даже после такого заявления, судья не вмешивался и дал Искакову договорить.
- Я знаю, и я докажу, что указание о задержании Армана Джумагельдиева поступило из-за рубежа. Просто по телефонному звонку. Какие были доказательства на тот период? Никаких, – добавил Искаков.
Он также отметил, что следователи ещё не допросили многих людей, которые могли указать на Абиша как на заговорщика.
Только после этого судья перебил подсудимого, и вновь указал на основной вопрос, касающийся ходатайства.
- Сейчас мы не переходим к обзору всего уголовного дела, сейчас мы решаем вопрос о мере пресечения, – напомнил судья.
Искаков возмутился и задал встречный вопрос.
- Это не всё уголовное дело, а только «активная» его часть. Я хочу, чтобы вы дали мне высказаться, – настаивал Искаков.
Он подчеркнул, что не хочет, чтобы гособвинители ввели суд в заблуждение и поэтому ему приходится поднимать эти вопросы. Кроме того, он вновь задел главную тему слушаний – проблемы с ознакомлением со всеми материалами уголовного дела.
- Из всех 330 томов, я лишь ознакомился со 130. На основании этого я не знаю, как выстраивать свою защиту. Я присоединяюсь к замечаниям адвокатов, которые выступали до меня. Мне не в чём раскаиваться и горжусь тем, что служил 20 лет и защищал национальную безопасность, я получал за это ведомственные и государственные награды. Я не убежал как отдельные генералы, – добавил он.
Более 6 тысяч тенге за каждый распечатанный том уголовного дела
Вопрос ознакомления с материалами дела стал главной темой предварительных слушаний. Все адвокаты подсудимых заявляли, что для изучения дела им попросту не дали времени и не создали условия.
- Если мы будем отвечать по каждому вопросу отдельно, то эти предварительные слушания никогда не прекратятся, – парировал прокурор.
Он также отметил, что на распечатку всех 330 томов уголовного дела, необходимо порядка 2 млн тенге. Однако, пояснил он, что это вместе с работой специального работника, который сшивает бумаги.
Также один из подсудимых заявил, что, когда он расписывался под показаниями, он не смог нормально ознакомиться с ними, при этом следователь обещал ему смягчение наказания и должен был оставить его под домашним арестом, так как у него астма, на попечении находятся трое детей, и он единственный кормилец в семье.
Он рассказал, что после того, как следователи не сдержали «обещание» - попытался наложить на себя руки. От смерти его спасли сокамерники.
Сторона защиты настаивала на том, чтобы перевести судебный процесс в другой город, так как в Алматы много заинтересованных лиц, которые могут «посодействовать» в вынесении «нужного» решения.
В итоге судья сообщил, что принял во внимание все ходатайства и решение примет по ним на следующем заседании.
Напомним, ранее адвокаты потребовали перевести заседание в один зал, отказаться от участия в онлайн-формате и напомнили, что этот процесс войдёт в историю страны. К слову, в суде никто не объяснил, почему кого-то из подсудимых подключают в онлайн-режиме, кого-то приводят на процесс. Как раз эта неразбериха и вызвала протесты участвующих сторон.