ВИЧ-скандал в Шымкенте: пятнадцать лет спустя

Ulysmedia

1 декабря - Всемирный день борьбы с ВИЧ/СПИД. В связи с этим редакция Ulysmedia.kz решила напомнить об ужасающей истории, случившейся в 2006 году, когда из-за халатности врачей было инфицировано 220 детей.

Фотоколлаж Ulysmedia.kz

2006 год запомнился казахстанцам мега-скандалами. 18 - 19 ноября 2006 года вспыхнул конфликт между этническими казахами и уйгурами в селе Чилик, 14 июля произошли массовые беспорядки в микрорайоне Шанырак в Алматы и стало известно об первом случае массового заражения ВИЧ-инфекцией в истории независимого Казахстана.

Сначала никто не подозревал, что заражённых инфекцией так много. Департамент здравоохранения и областной акимат более полугода скрывали это преступление, опасаясь общественного резонанса. Но избежать огласки не удалось. Только за три месяца в стационарах Южно-Казахстанской области было выявлено 14 ВИЧ-инфицированных детей, из них трое скончались в больнице.

Прокуратура начала расследование, и долгое время не могла выяснить, как дети заразились ВИЧ. Возникли две версии: вертикальное заражение от матери к ребенку или переливание крови. Конечно, вторая версия более реалистичная, так как каждому из зараженных неоднократно делалось переливание крови и плазмы от 91 донора.

Позже все - таки станет известно, что главная причина заражения матерей и детей чумой 20 века - многократное использование одноразовых инструментов во время процедуры переливания крови. Вопреки всем инструкциям, медики многократно использовали одноразовые иглы и флаконы. Кроме того, донорами были сомнительные лица, в том числе люди без определенного места жительства и нелегалы - бомжи и мигранты.

Новость об инфицировании детей в больницах Казахстана разлетелась не только в странах СНГ, но и по всей Европе. Позже к делу подключился ЮНИСЕФ, которая пригласила для выяснения обстоятельств этих ужасных случаев экспертов из зарубежья.  

Дело было расследовано сразу по нескольким статьям - "Халатность", "Получение взятки", "Мошенничество", "Хищение" УК РК. К моменту передачи дела в суд умерло уже 9 детей. Последней жертвой стал двухлетний мальчик, ВИЧ-инфицированный весной 2006 года и умерший 19 июня 2007 года.

На скамью подсудимых сел 21 обвиняемый в этих страшных преступлениях.

В приговоре суда пишется, что "все дети были заражены из-за ненадлежащего выполнения обязанностей со стороны врачей и отсутствия надлежащего контроля со стороны департамента здравоохранения. В больницах процветало взяточничество, незаконная торговля кровью и препаратами, которые включены в государственный объем гарантированной медицинской помощи".

Суд приговорил к реальному сроку заведующую отделением детской областной больницы ЮКО Куттыкыз Акбалаеву её коллегу из больницы №1 Алибека Тастанова, заведующего отделением городской детской больницы Шымкента Асильбай Чукуева, заведующую отделением областной детской больницы Алтынай Тилесову, главного бухгалтера областной детской больницы Бахыткуль Серданову, заведующего отделением детской городской больницы №1 Асхата Зарифова, главного врача областной детской больницы Ташмухана Тайбекова, заведующего отделением областной детской больницы Мухамедияра Ауельбекова.

Директор департамента здравоохранения ЮКО Нурсулу Тасмагамбетова (сестра Имангали Тасмагамбетова), директор комитета по контролю за качеством в сфере медуслуг ЮКО Рыскулбек Байхарашев, бывшая завотделением областной детской больницы Гульнар Сатканова, замдиректора департамента здравоохранения ЮКО Нагима Жолдасова получили лишь условные сроки от трех до трех с половиной лет. Были освобождены от занимаемых должностей министр здравоохранения РК Ерболат Досаев, аким ЮКО Болат Жылкышиев и председатель Комитета по контролю за качеством медицинских услуг Минздрава РК Уалихан Ахметов.

Никто из медицинских работников не признал себя виновным в заражении детей ВИЧ-инфекцией.

40-летняя Айсулу, живущая в одном из сел ЮКО говорит, что когда узнала о том, что у них с сыном ВИЧ, то хотела умереть.

- У моего ребёнка был кашель. Нас доставили в областную детскую больницу, где он  получили лечение. Тогда и заразились. Сначала я не знала, что у нас ВИЧ. В больнице появились слухи, я лично не верила. Кто-то ушел домой, кто-то остался. Позже у нас с сыном подтвердился этот страшный диагноз. Я об этом рассказала сестре, она своему мужу, муж своим друзьям. Так весь аул знал, что у нас ВИЧ. Родственники отказались с нами общаться. Морально было очень тяжело. Хотела даже покончить с жизнью. Но подумала о детях. Собралась и переехала в другой аул. В городе я жить не могу. Сейчас работаю продавщицей. Сыну уже 16 лет. Он знает, что у него ВИЧ, но другие не знают. После того случая мы не общаемся с родственниками, хотя они и поняли, что были не правы по отношению к нам. Сейчас сын хочет учиться в Алматы, - рассказывает Айсулу.

Айсулу, как и другие жертвы считают, что виновные, испортив всю жизнь бедным детям и матерям, получили слишком мягкое наказания, Ведь никто не вернёт упущенное здоровье и умерших детей. К слову, некоторые дети подростки все еще не знают, что у них ВИЧ…