Миллиарды не впрок: что не так с Казпочтой

Сауле Саденова

Несмотря на практически монопольное положение национального оператора почтовой связи акционерного общества «Казпочта», периодическую смену руководителей, реализацию многочисленных программ, экономическое положение стратегического предприятия оказалось плачевным. Сколько бюджетных средств выделено компании, и кто из руководителей Казпочты привел компанию к миллиардным убыткам, разобрался корреспондент Ulysmedia.kz.

ulysmedia.kz

ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ

Несмотря на то, что у АО «Казпочта» один учредитель – Правительство Республики Казахстан, действительное положение дел в обществе за семью печатями. При этом казахстанцы уже много лет задаются вопросом, почему свои услуги компания оценивает выше, чем на рынке, государство из бюджета на её содержание выделяет миллиарды, тем не менее компания вдруг стала убыточной, а теперь ее и вовсе планируют продать в частные руки.

В глубинке «Казпочта» – это наше всё. В самых отдалённых уголках страны, где нет банков и даже намека на какой-либо сервис, где население в магазины ходит с наличкой и не понимает, как можно расплатиться с помощью телефона, почта стала главной финансовой организацией, где получают пенсии, пособия, посылки и подключают интернет.

В наследство от Госпочты СССР Казпочте досталась крупнейшая филиальная сеть и готовая инфраструктура. Сейчас по информации сайта фонда «Самрук-Казына», Казпочта насчитывает почти 3,5 тыс отделений, где трудятся 22 тыс сотрудников. Как утверждают в самой компании - почтовая сеть - это «эффективный инструмент для продвижения электронной торговли, транспортно-логистического сервиса, агентских, финансовых услуг для бизнеса и населения».

С 1991 года в национальной компании сменилось несколько руководителей. Список обширный и персоны в нём все уважаемые, известные и заслуженные. К примеру, работал в Казпочте нынешний замминистра внутренних дел Сакен Сарсенов, Аркен Арыстанов, который сейчас трудится послом в Сингапуре, Канат Алпысбаев – теперь управляющий директор компании Alstom, действующий министр цифровизации Багдат Мусин и другие. С сентября Казпочту возглавляет Серик Саудабаев. Как они управляли главной почтовой службой страны?

АРКЕН АРЫСТАНОВ

Аркен Арыстанов возглавлял национальную почтовую компанию дважды. В первый раз был назначен её председателем в 2000 году. Второй раз в «Казпочту» он пришёл в апреле 2011 года, а покинул пост в сентябре 2013 года.

При Арыстанове была реализована программа развития почтовой отрасли и формирования почтово-сберегательной системы. Для этого 9 млн долларов США под госгарантию взяли в Исламском банке развития и выпустили облигации на сумму 1,4 млрд тенге. Арыстанов покинул пост в феврале 2006 года, в аккурат в тот месяц, когда Казпочту передали «Самрук –Казына». Впрочем, узнать с каким багажом Казпочта пришла в фонд пока не представляется возможным, потому как в открытом доступе размещена финансовая отчетность почему-то только с 2015 года.

БАГДАТ МУСИН. ПРИБЫЛЬ СОКРАТИЛАСЬ В ПЯТЬ РАЗ ЗА ГОД

Багдат Мусин ныне министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК занимал пост главного почтальона с августа 2014 по январь 2017 года.

Как истинный программист Багдат Мусин решил брать быка за рога –точнее максимально «информатизировать» предприятие. Уже в 2014 запустили программу трансформации, автоматизированные почтоматы, создали мобильное приложение MyKazpost, Print2Card. В 2015-м открылся супермаркет посылок, сеть почтоматов, GPS-навигация.

Сам Багдат Мусин в одном из интервью в начале своей почтовой карьеры говорил о планах запуска продажи билетов на поезда и самолеты, намерении создать супермаркет услуг.

На мой взгляд, это перспективное направление для «Казпочты». Мы намерены создать супермаркет услуг. Данный шаг позволит населению, проживающему в отдаленных районах Казахстана, получать качественные услуги на месте.

Неизвестно стали ли инновационные проекты причиной снижения доходов Казпочты или нет, однако согласно финансовому отчету за 2016 год, её прибыль сократилась значительно. Если в 2015 году она составила 2,5 млрд тенге, то через год насчитали всего 557 млн тенге.

 Прибыль уменьшилась практически в пять раз. Зато на миллиарды увеличились краткосрочные обязательства - с 36,5 млрд в 2015-м, до 42 млрд в 2016-м. 

2016 год Казпочта под управлением Багдата Мусина закрыла год увеличением обязательств на 5 млрд тенге - с 40млрд в 2015м до 45,5 в 2016-м.

А уже в январе 2017 года Багдат Мусин покинул «Казпочту».

САКЕН САРСЕНОВ. АКТИВЫ УМЕНЬШИЛИСЬ НА 3,7 МЛРД

Пост передали Сакену Сарсенову, который руководил предприятием до июля 2020 года.

Он продолжил заниматься реализацией инновационных проектов. В 2017-м Казпочта перешла на сервисную модель, запустила центр по выпуску платёжных карт, доставку посылок дронами, открыла цифровой офиса, сервис для почтальонов Mobile Postman, автоматизированную сортировочную линию, открыла e-commerce-центр, цифровые офисы с биометрическим контролем.

Наша основная задача сегодня – сделать «Казпочту» динамичной и инновационной компанией, применяющей в своей работе самые современные технологии, позволяющие оперативно и качественно обслуживать клиентов. Хотелось бы отметить развитие электронной коммерции в стране, рост которой составил 43% по сравнению с прошлым годом, и мы полностью поддерживаем этот тренд. Сейчас мы активно развиваем е-сommerce, модернизируем отделения, переводя при этом большинство сервисов в онлайн-формат», – говорил тогда Сакен Сарсенов.

2020 год стал для национального почтового оператора годом уменьшения активов. По результатам финансового отчета стоимость зданий, транспорта, оборудования в 2019 году составляла 111,7 млрд тенге, а в 2020 году сумма уменьшилась до 108 млрд тенге. Общие убытки компании составили 5,1 млрд тенге.
В июле 2020 года Сарсенова на посту главы уже убыточной «Казпочты» сменил Канат Алпысбаев, который руководил почти до сентября 2021 года.  

КАНАТ АЛПЫСБАЕВ. МИНУС 3,8 МЛРД

Три квартала 2021-го компания закрыла с минусом 3,8 млрд тенге, что на 70% больше убытка в аналогичный период 2020-го. Краткосрочные обязательства увеличились с 57 млрд на начало года до 63,3 млрд к концу третьего квартала.

Еще недавно у Казпочты дебет с кредитом сходился, компания чувствовала себя уверенно и даже порой удивляла. На ЭКСПО-2017 посетители во все глаза смотрели на дорогущих роботов-почтальонов. Потом один из руководителей громко заявлял, что Казпочта взяла новую вершину – сделала прорыв на рынке электронной коммерции.

Однако, когда грянула пандемия и мир взял на эту самую электронную коммерцию на вооружение, «Казпочта» с цифровой задачей не справилась и сверхприбылей, как все остальные, не получила. Разбираться почему вместо взлёта произошло падение никто разбираться не стал, нашёлся другой выход - национального почтового оператора выставили на продажу.

УЙДЁТ ЛИ «КАЗПОЧТА» С МОЛОТКА

О том, что «Казпочта» вошла в перечень компаний, подлежащих приватизации в приоритетном порядке, говорилось в заключении по результатам госаудита Счетного комитета. Тогда же стало известно, что нарушено на Т900 млн. Новых ревизоров отправлять в «Казпочту» не стали, Госкомиссия по вопросам модернизации экономики согласовала способ реализации тоже в этом году.

«Советом директоров АО «ФНБ «Самрук-Қазына» 28 августа 2020 года определен способ реализации АО «Казпочта» путем прямой адресной продажи контрольного пакета акций (от 51% до 100%) стратегическому инвестору, - сообщили в Счётном комитете в июне 2020-го.

Кроме того, правление Фонда не стало откладывать приватизацию в долгий ящик и быстро утвердило перечень покупателей организации, которая в стране выполняет стратегическую роль. К слову, на покупку «Казпочты» претендует Народный банк Казахстана, ещё два крупных консорциума. 

При этом в Счетном Комитете не исключили, что с продажей компании, стоимость активов которой на 31 декабря 2020 года составила 108 014,3 млн тенге, отделения, где получают пенсию сельчане, могут попросту закрыть ввиду их нерентабельности. 

Учитывая широкую региональную сеть АО «Казпочта», среди основных инвесторов могут выступать банки второго уровня, которые будут заинтересованы в использовании филиальной сети с одновременным закрытием почтовых филиалов там, где представлены филиалы Банка, - отмечали в Счетном комитете.

Эксперты, анализируя ситуацию с продажей нацоператора, предлагали хорошо подумать, так как под ударом окажется информация, представляющая государственную тайну, потому как секретные отправления тоже пересылаются по каналам специальной почтовой связи.

БЮДЖЕТНЫЕ МИЛЛИАРДЫ

Известно, что Казпочта не только зарабатывает, но и финансируется из госбюджета. Мы решили узнать во что нам обходится национальная компания и отправили официальный запрос.

Пресс-служба сообщила, что Казпочта получает субсидии с 2017 года как оператор связи по оказанию универсальных услуг почтовой связи в сельской местности. 

2017 – Т2,9 млрд;

2018 – Т2,5 млрд;

2019 – Т4,1 млрд;

2020 – Т3,4 млрд;

2021 – ожидаемая сумма Т2,9 млрд.

Общая сумма выделенных бюджетных средств за пять лет, с учетом 2021 года составляет Т15,8 млрд.

Мы можем только предполагать, почему акционерное общество, ежегодно финансируемое из бюджета, учредителем которого является правительство страны, вдруг стало убыточным. Мы уже писали о возможном банкротстве Казпочты. Отчасти это подтверждает и финансовый отчет компании за третий квартал.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Финансист Расул Рысмамбетов подтвердил, что экономическое положение почтового оператора далёко от устойчивого.

По результатам третьего квартала видно, что Казпочта находится в сложном состоянии и её операционный убыток за три квартала 2021 года составил более 6 млрд тенге, - объясняет свою точку зрения финансист.

Также он пояснил, что в деятельности компании наблюдается значительный рост краткосрочных обязательств.

Это нередко означает резкое ухудшение положения, для выправления которого компания должна была привлекать деньги. При убыточной позиции компании, рост краткосрочных обязательств может означать, что Казпочте придется привлекать еще средства, чтобы погасить долги, - подчеркнул Рысмамбетов.

По мнению финансиста, с приходом нового руководителя ситуация не очень изменилась – расходы компании растут, активы продолжают обесцениваться.

В компании операционный менеджмент остался прежним.  При этом у неё растут расходы на содержание своих активов - растет также и обесценивание активов, - отмечает эксперт.

Расул Рысмамбетов предполагает, что компании придется изменить стратегический менеджмент.

Но сначала нужно понять, на каком рынке она хочет работать - доставка почты, финансовые или складские услуги. В последние годы компанию бросает в разные стратегические направления, однако нет устойчивости в их реализации. Создается ощущение, что каждая новая команда предлагает что-то новое, но не чувствует ответственности за состояние компании, которая является стратегической, -  объяснил финансист.

Для того, чтобы узнать причины убыточности компании, уменьшения активов и увеличения долгов, эксперт считает необходимым обеспечение прозрачности сделок с недвижимостью Казпочты, а также расходованием денег.

На что «Казпочта» тратила бюджетные миллиарды. У кого берет в аренду помещения и кому они продаваны. Надо понять и выяснить, у кого покупали, к примеру, постоматы. У кого, по каким контрактам, в каких компаниях и по каким ценам закупалось программное обеспечение и компьютерная техника. Потому что все эти вопросы очень важны. В свете того, что многие из бывших глав Казпочты так или иначе связаны с госзакупками.

Уже через три недели в «Самрук-Казына» обещают определиться с перечнем потенциальных инвесторов, установить минимальную цену покупки и завершить сделку. Возникает резонный вопрос - не для продажи ли, да еще и по минимальной стоимости, Казпочта вдруг стала убыточной? И кто в таком случае объяснит сельчанам, почему за пенсией им придется ехать в областной центр? Потому как с продажей стратегической компании, они рискуют лишиться единственного государственного поставщика пенсионных и почтовых услуг.

Многочисленные инновационные проекты или неумелый менеджмент при миллиардных бюджетных дотациях стал причиной сегодняшней убыточности национального оператора почтовой связи, пока неизвестно. Известно другое - большинство экс-председателей продолжают работать на госслужбе, а некоторые и сейчас продвигают известные прорывные инновационные цифровые проекты.