Свинское отношение к свинскому делу: почему у властей Усть-Каменогорска пропало обоняние

Керей Латиф

Протестная история жителей окраины Усть-Каменогорска в борьбе с хозяевами свинофермы, расположенной на горе между населёнными пунктами, неожиданно нашла своё продолжение. На городскую свалку кто-то выбросил туши свиней. Тайное деяние сразу вызвало панику – горожане заподозрили, что животные погибли от болезни, а потому могут стать причиной распространения какой-то опасной инфекции. Корреспондент Ulysmedia.kz пытался разобраться, почему свинская проблема волнует только рядовых усть-каменогорцев.

Коллаж Ulysmedia

Отравленная жизнь

Многолетняя война горожан со свиньями подбросила ещё один неприятный сюрприз.

Помимо жуткого запаха, нечистот, которые из свинофермы стекают прямо в огороды, пропитывают землю и отравляют воду, люди на свалке обнаружили туши погибших свиней. Падёж не только напугал, но и насторожил людей. Они опять начали атаковать власти вопросом – почему мертвых животных выбросили на городскую свалку тайно.

Хотя причина, скорее всего, кроется в том, что именно в этом месте расположилась не только действующая свиноферма, но и огромная, переполненная мусором свалка и городское кладбище. В такой невеселой «компании» жители хоть как-то пытаются заставить городские власти обратить внимание на проблемы своего местожительства.

По словам Елены Сотниковой, только в селе Степном жители насчитали несколько выброшенных мертвых свиней.

“Это как взрослые особи, так и поросята. Шкура некоторых была покрыта красными пятнами. Мы не исключаем, что хрюшки могли умереть от опасной болезни, которая может перекинуться и на нас. Мало нам было проблем, еще и эта прибавилась! Сам подумайте, кто без причины будет выбрасывать большую тушу свиньи”, – спрашивает сельчанка.

Она уверена, что ни один нормальный хозяин, который выращивает свиней на продажу, этого не сделает.

“Значит, это свинья не просто так умерла, а была чем-то заражена. Страшно подумать, что ещё могло попасть в землю”, – возмущается Елена Сотникова.

Выброшенные на свалку туши стали последней каплей. Почему мертвых животных не утилизировали на специальном скотомогильнике, как положено по закону, а тайком выкинули на свалку, задают резонный вопрос жители городской окраины.

“Мы поймали эту газель, на которой на полигон завезли внутренности свиней, головы и целые туши. В машине сверху были загружены твердо-бытовые отходы, а снизу лежали внутренности животных”, – рассказал мастер полигона ТБО “Спецкоммунтранс” Даурен Сайфуллин.

Кстати, в управлении экологии и санэпиднадзоре комментировать этот факт отказались. В ветеринарной службе сказали, что о случившемся и вовсе не знали. Ситуацию не смогли объяснить и в управлении сельского хозяйства области.

“У этой свинофермы скотомогильника нет. Эти туши, наверное, умерли естественной смертью – может, по старости, но возможно и отравление. Пока эти обстоятельства выясняются”, – сообщил специалист управления сельского хозяйства ВКО Мейлс Каилдаев.

Кстати, после протестов сельчан туши со свалки исчезли. Однако жители успели снять чп на видео и передать в ветеринарную инспекцию. Если их аргумент сработает, то владельца фермы ждет административное наказание. Впрочем, кардинально свинскую проблему села Степное вряд ли решит даже крупный штраф.

Продолжение следует?

Однако лёд всё-таки тронулся. Стало известно, что экологи получили разрешение на проверку крестьянского хозяйства «Родничок», к которому и относится свиноферма.

“Специалисты департамента экологии по ВКО приступили к внеплановой экологической проверке в отношении КХ «Родничок». Однако никаких предварительных итогов, заключений пока сообщить не можем. Как только станут известны результаты проверки и лабораторных исследований, сразу сообщим”, – пообещали в департаменте экологии ВКО.

Также в ведомстве сообщили, что специалисты лаборатории департамента экологии на территории крестьянского хозяйства уже взяли пробы почвы и подземных вод для проведения химического анализа. Но уже сейчас специалисты подтверждают, что действительно в КХ «Родничок» отходы и навоз складируют на земле, загрязняя и воду, и почву. Причем в своём заключении департамент экологии ВКО ссылается на исследования лаборатории Центра санитарной экологической экспертизы, которые и подтвердили, что качество воды в скважинах, которые используют жители поселков и садоводческих обществ по микробиологическим показателям не соответствуют гигиеническим требованиям.

Впрочем, сами жители считают, что это заключение – уже серьезный шаг к победе в свином конфликте. Ведь ещё недавно их требования власти и владелец фермы просто игнорировали.

Мимо перечня санэпиднадзора

“В ответе из управления санэпидконтроля с предварительным решением по нашему административному делу написано, что, оказывается, свинофермы не входят в перечень объектов, подлежащих государственному санэпиднадзору. Это значит, что проверить предприятие не могут. Как так? Получается, на владельца свинофермы Митина вообще нет управы? И что нам дальше делать”, – задается вопросом житель Степного Марат Окасов.

Сельчане уверены, что у Митина есть «крыша», поэтому его меньше всего волнуют грязь, вонь, протесты, решения судов и заключения экологов.

“Знаете, что нам посоветовали? Жителям рекомендовали не использовать воду из скважин без предварительной очистки и подготовки. Они издеваются? Кто её будет использовать? И потом, на главный наш вопрос — как дальше соседствовать с фермой — не ответили”, – возмущается Марат Окасов.

Удастся ли на этот раз жителям сдвинуть дело с мёртвой точки, пока неизвестно. По крайней мере, у областных властей интерес к решению городской проблемы так и не проявился. Видимо, Даниал Ахметов думает, что не царское это дело свиньями заниматься, а аким Усть-Каменогорску сейчас тоже не до этой вони – он разбирается с конфликтом, который организовали жители другой окраины – Аблакетки.