×
495.2
522.34
4.94
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
495.2
522.34
4.94

Что изменится, когда Токаев сдаст партбилет и откроет три новых области

Что изменится, когда Токаев сдаст партбилет и откроет три новых области

Послание президента Токаева граждане страны ждали с нетерпением. Особенный интерес к разделу о политической реформе, подогревало заранее озвученное обещание провести её с учетом мнения рядовых граждан. По мнению обозревателя Ulysmedia.kz Асылбека Бисенбаева, пикантности ситуации придавали слова главы государства на последнем съезде партии Нур Отан и первом партии «Аманат». Он говорил о необходимости «запустить республиканскую акцию по сбору идей и предложений, которая позволит каждому гражданину Казахстана поучаствовать в формировании актуальной общенациональной повестки».

Сегодня президент объявил, что уже в этом году снимет с себя полномочия руководителя партии. Это же должны сделать акимы. Действительно, нельзя же совмещать сразу несколько политических постов, что препятствует развитию плюрализма и демократии. Но это не новость. В давние времена президент Н. Назарбаев по тем же причинам отказывался возглавлять партию Отан.

“Нужно развивать плюрализм и демократию, а если президент стоит во главе партии, то многопартийность не будет развиваться”, – говорил Нурсултан Абишевич.

Но время шло, а Назарбаев, в соответствии с конституцией и международной практикой, был председателем правящей партии.

А президент Касым-Жомарт Токаев совершает обратную эволюцию. Стоит отметить, традиционно единодушно его демарш из партии поддержали пока еще однопартийцы. Буквально через час они выступили с заявлением.

“Amanat всецело поддерживает системные и масштабные реформы Президента Казахстана. Так, находясь в фарватере реформаторского курса Главы государства, партия начала изменения с себя, запустив внутреннюю трансформацию”.

Еще одна новация – Сенат. Но здесь чистая арифметика, не меняющая содержания. Верхняя палата сократит свой состав, но не главную функцию – сохранять стабильность и нерушимость власти. Мажилис теперь сможет принимать решения без её одобрения, но за сенатом останется право выражать своё мнение. Получается, что эта новелла (слово имеет два смысла – литературный и юридический) не до конца доработана. Скорее всего, будут дополнения и изменения. Но и без того можно смело прогнозировать, что состав нижней палаты будет контролироваться еще долго. А сенат, так, на всякий случай, при необходимости сможет блокировать вероятную самостоятельность мажилиса.

И главное – Закон о партиях. Решено сократить численность членов для регистрации до пяти тысяч с сопутствующим количеством региональных структур. Конечно, это прогресс по сравнению с прошлогодними 20 тысячами и предыдущими 50 тысячами. Но и это обратный процесс. Сколько времени должно пройти, чтобы Казахстан вернулся к первоначальному закону о партиях? А ведь в нём говорилось о регистрации партий при численности не менее трех тысяч членов, представляющих не менее половины областей. Но и тогда закон считался вовсе не демократическим.

Дело в том, что современные партии действуют в новых условиях информационного общества, сложной социальной структуры, социальных сетей и мобильности граждан. Поэтому требования прошлого века уже не просто устарели, но и являются препятствием для модернизации. Сейчас не нужен громоздкий аппарат управления и даже численность членов партии. Нужны граждане, голосующие за партию на выборах и отдающие ей предпочтения на разных уровнях деятельности.

Поэтому достаточно десятка единомышленников, чтобы в течение некоторого времени создать организацию и идейную платформу, за которую будут голосовать миллионы. Если ядро партии, например, 10-15 человек, сформулирует программу и определит стратегию, то их можно регистрировать как партию. Естественно, если в программе нет противоречий конституции и призывов к насилию. Если партия, к примеру, не наберет необходимых голосов для прохождения в маслихаты и парламент, то её можно лишать регистрации. В этом случае судьбу партии решают избиратели.

Казахстанцев сегодня волнуют сразу несколько проблем. Война в Украине ставит вопрос нашего участия в ЕАЭС и ОДКБ. Традиционные союзники – Россия и Беларусь – ведут войну против Украины. Гибнут люди, в том числе дети. Нужен ли нам такой союз? Санкции против этих стран привели к росту цен и у нас. Как будет правительство решать эти проблемы? Все понимают, что рост цен указом не остановить. Нужна кардинальная перестройка экономики и ликвидация монополий. Будет ли принята программа реальной демократизации?

А что нам предлагает президент в своём послании? Будут созданы три новые административные единицы – Улытау, Абай и Кунаев. Но ведь мы это уже проходили – остались в истории Жезказганская, Семипалатинская и Талдыкорганская области. Их ликвидировали не в силу злой воли, а в целях сокращения государственного аппарата и расходной части бюджета. Численность населения этих областей была невелика, также, как и экономический потенциал. Сейчас ситуация не сильно изменилась, а экономика даже упала еще глубже.  Во сколько обойдется формирование государственных структур сразу трех областей? Кроме облакимата нужны несколько десятков областных управлений, соответствующие здания и коммуникации. Понадобятся деньги на передислокацию и квартиры чиновникам. Недешево будет сменить вывески, штампы, печати, бланки и указатели. Конечно, всё в пределах численности населения. Но, вспомните, во сколько обошлась стране Туркестанская область! А ведь страна погружается в кризис, наверное, самый тяжелый за последние десятилетия. России уже предрекают дефолт. А мы помним – это наш стратегический партнер по ЕАЭС.

Центр Алматинской области переносится в Капчагай. Та же история, что и с Туркестаном. Город будет переименован в Кунаев. Не понимаю восторгов по этому поводу. Если бы президент Токаев твердо заявил, что нужен конституционный запрет на переименования в честь государственных деятелей городов, населенных пунктов и географических объектов и вернул прежнее название столице – кому как нравится – Астана или Акмола – я бы поддержал обеими руками. А так, получается, что, поддерживая переименование Капчагая в Кунаев,или воссозданной Семипалатинской области в Абай – я голосую и за переименование столицы в Нур-Султан.

Президент Токаев говорит, что политическая модернизация – дело сложное и неспешное. Сразу вспоминается старая китайская истина – если долго сидеть на берегу реки, то мимо тебя проплывет труп врага. Конечно, может быть и проплывет. Но мне кажется, что скорее всего проплывет твой оппонент на яхте в сопровождении друзей и красивых девушек. Потому что он не сидел в ожидании на берегу, а делал дело. Пока ты задумчиво глядел на воду, он трудился, обзавелся друзьями и партнерами. Разбогател и купил яхту. Обзавелся семьей, а значит и будущим. А девушки просто для красного словца. Казахстан сидит на берегу и уже 30 лет смотрит, как меняется мир. За это время Китай стал вторым экономическим гигантом, Прибалтика вошла в ЕС и НАТО, демонстрируя экономический и социальный рост, Турция стала вполне современным государством с развитой экономикой. И таких примеров много. А мы сидим на берегу и ждём. Судя по Посланию, будем ещё ждать и ждать…