×
508.05
534.82
5.06
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
508.05
534.82
5.06

Новый Казахстан: когда "слышащее государство" научится говорить

25.05.2022, 13:28
Новый Казахстан: когда "слышащее государство" научится говорить
Коллаж Ulysmedia

После январских событий началась чистка властных рядов. Добровольно и не очень насиженные кресла стали покидать те, кого политологи называли «политическими тяжеловесами» и те, кто, по мнению народа, карьерных высот добился благодаря родственным связям. А силовики чуть ли не ежедневно доказывают: неприкасаемых больше нет – уголовное дело завести могут практически на каждого. Но, вот незадача, чем дальше, тем отчетливее складывается впечатление, что эпоха гласности и открытости наступила далеко не для всех: многие чиновники и целые ведомства по-прежнему не желают общаться ни с народом, ни с журналистами. Редакция Ulysmedia.kz уверена, что так в Новом Казахстане быть не должно, поэтому регулярно пишет километры запросов с просьбами разъяснить ту или иную ситуацию, рассказать о путях решения назревших проблем в госорганы и квазикомпании. Но зачастую получает отписки.

Занятой Скляр, путешествующий Султанов и другие

На днях журналисты попросили первого вице-премьера РК Романа Скляра прокомментировать заявления политолога Санжара Бокаева, который обвинил высокопоставленного чиновника в лоббировании интересов российских автопроизводителей.

“Разных демагогов я комментировать не собираюсь”, – лаконично отказался от комментария Роман Скляр.

Между тем, вопросы, которые задают правительству Санжар Бокаев и его сподвижники, волнуют не только «разных демагогов», но и многих казахстанцев. Почему в Казахстане такие высокие ставки по утильсбору? Насколько глубока локализация на отечественных машиностроительных заводах? С какого перепугу цены на отечественные авто, арматуру и прочие продукты промышленности выше, чем у импортных аналогов? Для импортеров-то и пошлины разные, и барьеры для них искусственные выстраивают, а отечественным заводам – куча преференций, льгот и субсидий?

Не менее интересно расследование дела ТОО «Оператор РОП» – почему список подозреваемых именно таков? Как такое безобразие допустили другие члены Кабмина, куда смотрели, почему подписывали приказы и постановления, открывающие «зелёный свет» криминальному бизнесу?

Мы не единожды поднимали эти темы на нашем портале, много раз просили вице-премьера объяснить логику распределения финансов во вверенной ему отрасли, но всё время получали один и тот же ответ – вице-премьер занят.

И таких занятых у нас – почти весь Кабмин.

К примеру, другой вице-премьер, министр торговли и интеграции по совместительству – Бахыт Султанов. Мы уже несколько месяцев пишем о том, что цены на продовольствие растут не по дням, а по часам, а механизмы, предложенные ведомством – вроде финансирования олигархов из «Магнума», народу фактически не помогают. Но главный идеолог оборотной схемы от прямого разговора постоянно отказывается.

Возможно, ему действительно некогда. Из-за плотного графика Бахыту Султанову даже между официальной и южной столицей спецбортом летать приходится, какие уж тут разговоры?

Справедливости ради, неудобные вопросы наша редакция задает практически каждому министру казахстанского правительства. Так, у министра образования и науки мы бы очень хотели узнать о неприкасаемых учебных заведениях, в названиях которых есть имя Назарбаева, а также о том, как он относится к пятиэтажным школам от строительного олигарха. У министра экологии – о строительстве мусоросжигающих заводах, о причинах гибели тюленей и рыбы на Каспии… Да мало ли о чём можно поговорить с человеком, которому выпала честь строить целую отрасль в Новом Казахстане? Но честно поговорить перед камерой соглашаются единицы.

За последние несколько месяцев адекватно отреагировали на критические публикации лишь несколько министров. На честное и открытое интервью по актуальным вопросам Ulysmedia.kz согласились министр национальной экономики РК Алибек Куантыров, министр цифрового развития и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин и министр энергетики Болат Акчулаков. Все они, к слову, новобранцы Кабмина. И, видимо, у них в голове примерная картина Нового Казахстана совпадает с общепринятой в народе версией. Кстати, министр образования и науки Асхат Аймагамбетов уже подтвердил, что в ближайшее время тоже даст нам интервью.  

Таинственный квазисектор

Отдельная наша «любовь» – это многочисленные «дочки», «внучки» и «племянницы» дорогих во всех смыслах управляющих холдингов «Самрук-Казына» и «Байтерек».

Слова президента Токаева о том, что эти холдинги нуждаются в реформировании, кажется, поддерживают все казахстанцы. Даже топ-менеджеры квазигоскомпаний с высоких трибун вроде бы соглашаются с необходимостью изменений.

Но что мы видим в итоге? Всё те же раздутые штаты управленцев, среди которых протеже в том числе обвиненных в тяжких преступлениях экс-чиновников, а также родственники известных политиков.

При этом рядовые сотрудники квазикомпаний регулярно жалуются на низкие зарплаты, а топ-менеджмент, согласно данным независимого аудита, получает ежемесячно оклады с шестью нолями.

И мы не против высоких зарплат в холдингах – труд управленца сложен, а решения – судьбоносны. Мы, как, впрочем, и многие независимые аналитики, просим лишь одного – объяснить за какие именно заслуги такие зарплаты?

Как, к примеру, топ-менеджеры Банка Развития Казахстана поспособствовали реальному развитию экономики? Неужели важно выделять миллиарды одним и тем же проектам нефтегазового и горно-металлургического комплекса? Не влияют ли на лояльность кредиторов громкие фамилии владельцев этих проектов?

На все наши запросы по этим темам ответ обычно один: сведения относятся к коммерческой или банковской тайнам.

Но, впрочем, на что мы не обижаемся, если, как выяснилось, даже Счетный комитет не имеет доступа ко многим документам квазигоскомпаний. Аудиторам, оказывается, тоже не показывают типовые формы договоров займа, стандартные условия, соглашения, инструкции и прочие документы, прикрываясь банковской тайной.

Сейчас подотчетная президенту структура настаивает на изменении законодательства в отношении квазисектора. Будем надеяться, что тогда и СМИ будут знать о нацкомпаниях чуть больше.

Бумага всё стерпит

Не надеясь на личные коммуникации, наша редакция регулярно шлёт запросы в самые разные госорганы, компании с государственным участием, частные фирмы, получающие госфинансирование. Наша логика проста: если в проекте есть деньги народа, то народ имеет право знать об этом проекте всё. Ну, или, как минимум, насколько целесообразны были эти бюджетные траты.

Однако ответы мы зачастую получаем такие, что вопросов становится ещё больше.

Взять для примера хотя бы недавнюю историю с университетами, которые входят в Фонд образования Нурсултана Назарбаева. Всё, что мы хотели узнать, это на каком основании вузам были предоставлены здания фактически бесплатно? И, поверьте, нам, как и всем казахстанцам, важно не то, что такие условия были согласованы правительством, а почему? Может, вуз стратегический? Или ему на ноги встать надо, поэтому пока условия льготные? Мы, правда, готовы к любой версии, но и Astana IT Univresity, и QazExpoCongress прислали нам отписки о том, что почти 37 тысяч квадратов здания, построенного за миллиарды бюджетных денег, переданы университету «на основании договора доверительного управления». Спасибо, просветили. У нас, после такого ответа, естественно, никаких вопросов о том, почему подотчетной средней дочери Нурсултана Назарбаева компании лакомый кусок даром отдала компания, возглавляемая сватом старшей дочери Нурсултана Назарбаева, не осталось.

И таких примеров мы можем привести сотни только за этот год, когда с высоких трибун стали говорить о важности слышать граждан, слушать их, и что очень важно, им отвечать. Мы правда очень надеемся, что этот лозунг президента и его команды наконец дойдет до всех топ-менеджеров в стране и они, наконец, поймут, что чем полнее и оперативнее они будут делиться информацией со СМИ и гражданам, тем меньше слухов и домыслов будет возникать вокруг их деятельности.

Ранее Ulysmedia.kz рассказывала о том, сколько кредитов выдал за прошлый год БРК и какое вознаграждение за свой тяжкий труд получили уже уволенные топ-менеджеры финучреждения, а также кому БРК раздаёт миллиарды. Мы писали о провале Скляра – как Бокаевский "хайп" по льготному автопрому закончился скандалом. Кроме того, редакция пыталась выяснить, какие образовательные учреждения находятся в подчинении Фонда образования Нурсултана Назарбаева, то есть в фактической собственности средней дочери первого президента, и чем они примечательны.