Бывший премьер-министр Казахстана дал интервью изданию BILD на русском. Ulysmedia.kz выбрала самые яркие цитаты о внутренней и внешней политики Казахстана.
Говоря о предложении упразнить сенат, Кажегельдин поддержал эту идею. По его мнению, палата так и осталась «предбанником» для будущих политиков.
– Сенат исполнял дежурную роль. Глава сената потенциально мог в случае каких-либо обстоятельств через 100 дней стать будущим президентом. Последнее назначение Токаева главой сената было связано с тем, что Назарбаев готовил передачу власти. Вероятно, Токаев понимает, что такая передача больше невозможна, общество больше не купит этот проект, тем более после 2022 года.
Бывший премьер удивлён, что референдум собираются провести в 2027 году, а не в 2026. По его мнению, казахстанцы способны решить этот вопрос в течение нескольких месяцев.
Новости о возможных санкциях в отношении Казахстана, по мнению политика угрожают стране серьёзными проблемами.
– Это отложенная проблема… Если западные государства ударят по финансовой системе Казахстана, то тяжело будет подняться, не говоря о том, чтобы выжить.
Именно поэтому Акежан Кажегельдин считает верными осторожность в политических заявлениях Токаева о войне в Укранине. По мнению экс-премьера это его прямая конституционная обязанность.
– Я уверен, что российское руководство уважает его точку зрения. Это примерно так же, если сегодня замахнуться и задать вопрос: как в Кремле отнесутся, если кто-то начнет претендовать на Камчатку. Это вопрос суверенитета, споры вокруг такого предмета неуместны. Я в этом отношении целиком на его стороне. Я всегда своим русским друзьям говорю, я казах – русским не стану. Вы должны это уважать, можете не уважать, это ваше дело. Я вас уважаю. Исторические посылы абсолютно неуместны.
Тем не менее, по мнению Кажегельдина обе страны всегда будут заинтересованы друг в друге. Но подход к сотрудничеству может поменяться.
Если доминатой будет политическая задача, а не экономический интерес, то не вижу большого будущего во всех институтах. Я не верю в большое развитие Таможенного союза, ситуация складывается так, что Россия теряет самый главный рычаг влияния – деньги, технологии и преференции. Весь мир понимает, что если есть деньги, вы проходите дальше и глубже, если денег нет, вы должны подождать. Все хотят развиваться, а маленькие государства понимают, что это можно сделать с помощью больших. Центральная Азия сейчас оказалась рядом со вторым большим слоном в этом глобальном экономическом деле. Влияние Китая растёт, и оно связано с экономическими возможностями. В ближайшие 15-20 лет Китай будет развивать свою экономику, а Центральная Азия и Россия будут рынками сбыта.
По мнению Кажегельдина, расследование беспорядков в январе 2022 года – это всё ещё актуальная задача для Касым-Жомарта Токаева.
То что произошло – наследие прежнего режима, а то, как с этим разбираются – его прямое наследие. Расследование прошло никак, из рук вон плохо. Наказывали зачастую вообще не организаторов, это провально. Если он до 2029 года не найдет сил и возможности как-то разобраться с ситуацией, то это будет делать будущее политическое руководство.
Бывший премьер отметил, что в вопросе свободы слова в Казахстане «творится абсурд», но тем не менее, режим не берёт курс на «закручивания гаек».
– Отдельная критика власти блогеров, у которых максимум 3000 последователей. Берут и объявляют им большие сроки, придумывая какие-то финансовые нарушения. Я думаю, что это спецслужбы выслуживаются. Они ищут бюджет, для этого им нужны враги. Им нужны шпионы. Никогда в Казахстане не ловили столько шпионов, как в советское время, хотя оснований было больше на тот момент. Никогда не было столько нарушителей социального спокойствия. Любая критика богатых довольно часто обвиняется в том, что распространяется социальная рознь. Это атавизм прошлого. Я вижу, как Токаев не контролирует, он на этом теряет. В то же время есть блогеры, у которых по 1,5-2 почти 3 млн слушателей, их пока не трогают. Угрожают, звонят, пытаются приручить. Но по большому счету они занимаются некой самоцензурой, понимают где находятся красные линии, – сказал Кажегельдин.
По мнению политика, в стране свободы стало больше, однако всё ещё осталось много работы.
– К примеру не могут граждане собраться на площади. Конституция даёт право, но нужно идти в акимат просить разрешение. Это серьёзная ошибка для общества, для власти, потому что это боязнь. Её пугают, что не надо отпускать вожжи, надо держать все под контролем. Всё начинается со спора вокруг сцен, потом происходят беспорядки. Происходят, бывают, но можно сказать обещанные реформы не работают, – сказал он.
Кажегельдин высказал своё мнение о министре иностранных дел Мурате Нуртлеу. 4 сентября в СМИ появилась информация о якобы задержании министра, предпринимателя Гаджи Гаджиева и нескольких высокопоставленных сотрудников КНБ.
Кажегельдин заявил, что министр обязательно должен был появиться на совместном заседании палат парламента, где Токаев выступил с посланием народу.
– Я знал, что он будет там. Его нельзя было не допустить. Я не готов ответить на вопрос, что произошло, но думаю, что утечка была организована теми, кто не хотел, чтобы это дело замяли. Касалось оно в основном силовиков, того, что произошло в Киеве. Каким образом оказался к этой истории привязан сам Нуртлеу, всё ещё непонятно. Но теперь у него такой флёр будет сохраняться. То, что он сам в дни скандала не выступил, говорит о том, что что-то произошло. Октябрь покажет, если он останется министром без «вице-премьер», значит это касалось каких-то некорректных действий с точки зрения влияния на экономику. Если он не будет даже мниистром, вероятно его отправят почётным послом.
Политик поддержал строительство атомной электростанции российскими специалистами.
– Если правильно объяснить жителям, я бы на это пошел. Я бы объяснил соотечественникам – там есть технология, деньги, нам хотят передать, мы будем эксплуатировать. Что не так? Более того, может быть часть энергии буду им продавать, и у меня будет «право рубильника». Я не думаю, что это экспансия и порабощение. Нет у нас этих технологий, нет денег, мы не можем построить. Я только в другом сомневаюсь, что у России будут деньги построить эту станцию. Скорее всего проект будет долгий. Я не вижу в этом порабощения и огромной зависимости, – сказал Кажегельдин.
Акежан Кажегельдин работал в Госплане Казахской ССР, затем в структурах Совета министров. В 1994 году Нурсултан Назарбаев назначил его премьер-министром Казахстана. На посту главы правительства Кажегельдин проводил рыночные реформы: приватизацию, либерализацию цен и поддержку малого бизнеса.
В 1997 году он ушёл в отставку, объяснив это состоянием здоровья. В следующем году Кажегельдин создал Республиканскую народную партию Казахстана и заявил о намерении баллотироваться в президенты, однако власти не допустили его к выборам. После этого он покинул страну. В Казахстане против него возбудили уголовные дела, позже суд заочно приговорил его к 10 годам лишения свободы. Кажегельдин считается одним из первых высокопоставленных чиновников Казахстана, кто открыто выступил против Назарбаева.