Американское здание The Village Voice рассказало, как казахстанские олигархи помогают Владимиру Путину обходить антироссийские санкции. Ulysmedia.kz приводит перевод статьи.
Ранее вице-премьер Серик Жумангарин признал факт поставок в Россию товаров двойного назначения. По его словам, пока контроль проведён только по 104 товарам, обнаруженным среди частей ранее сбитой на Украине российской ракеты.
Со слов Жумангарина, сегодня под пристальным вниманием находятся более ста компаний, хотя ни одна казахстанская компания не включена в принятый 11-й пакет санкций ЕС. При этом на данный момент в санкционном списке офиса Зеленского уже значатся две казахстанские компании, одна из которых — государственная.
Жумангарин утверждает, что угрозы вторичных санкций для Казахстана нет. Однако ранее сообщалось, что, по данным Евросоюза, Астана разрешает доставку подсанкционных товаров через свою территорию, тем самым подрывая санкционное давление Брюсселя. ЕС обеспокоен резким увеличением поставок своей продукции в постсоветские страны, такие как Казахстан, Армения и Узбекистан, которые затем попадают в Россию посредством параллельного импорта.
Выводы Евросоюза основаны на анализе динамики торговли между странами ЕАЭС. Так, в 2021 году Казахстан экспортировал в Россию товары на сумму более $7 млрд. 59% экспортируемых товаров отнесены к санкционным после принятия 10-го пакета антироссийских санкций ЕС. По данным Бюро нацстатистики РК, в январе-декабре 2022 года экспорт товаров в страны ЕАЭС составил $9,7 млрд (рост на 24,3%), 92,5% из которых было экспортировано в Россию (на сумму $8,96 млрд).
Говоря о более чем сотне компаний “под пристальным вниманием”, Жумангарин не назвал конкретные предприятия. Между тем, такая секретность ставит под угрозу многих клиентов этих компаний внутри страны, поскольку точечные санкции могут обездвижить счета нарушителей штрафами и запретами на транзакции.
Главные кандидаты на санкции – ближайшее окружение правительства
И в металлургическом, и в машиностроительном секторах “кандидатами на санкции” являются именно те группы монополистов, которые получают крупнейшие госзаказы без торгов и какой-либо конкуренции. Как правило, это крупнейшие компании промышленно-финансовых олигополий.
Например, группа Alageum получила госзаказ на сумму 25 млрд тенге ($55 млн). Соответствующее постановление правительства “Об определении поставщиков для строительства подстанций Арай в Астане” было подписано в июне.
“Правительство раздаёт подобные подарки только избранным олигархам из ближайшего окружения”, – говорится в статье.
Тем временем предельные тарифы на обслуживание электросетей повысили в 3,38 раза. Эти меры позволили повысить тарифы для производителей энергии на 7-15%. Любопытно, что лозунг этой госпрограммы – “тариф в обмен на инвестиции”. А для обычных граждан тариф увеличился почти на треть.
Среди лиц, контролирующих весь рынок производства электроэнергии, электрооборудования, высоковольтных и низковольтных распределительных сетей, значатся такие фамилии, как Кожабаев, Ильясов, Клебанов, Идрисов, Бозумбаев, Саткалиев и Итемгенов.
“В частности, Саткалиев и его партнёр Итемгенов открыто лоббируют российскую компанию “Интер РАО” и осуществляют продажу электроэнергии ради её прибыли по теневым схемам”, – сказано в материале.
Несмотря на серию аварий и сбоев электроснабжения за текущий год, никаких последствий они не понесли. Монополисты не только не снизили тарифы в качестве компенсации недоотпуска электроэнергии потребителям, но и получили ещё большую прибыль.
Как олигархам удаётся избегать санкций и жить за счёт госбюджета
В Казахстане с десяток компаний-монополистов. Они перечислены как субъекты спецправа РК. Однако есть компании-монополисты, которые не вошли в этот список, но оказывают огромное влияние на формирование стоимости электроэнергии в Казахстане. Один и фактически единственный, который действует вне списка, — это Alageum Electric.
Семейная империя Alageum Electric базируется на Кентауском трансформаторном заводе. В состав также входят строительная компания АО “Электромонтаж” (ЭЛМО), проектный институт АО “КазНИПИиТЭС Энергия” и ещё 33 дочерние компании.
Схема действий этого монополиста проста и понятна. Несколько лет назад холдинг приобрел АО “КазНИПИиТЭС Энергия”. В настоящее время “КазНИПИИТЭС Энергия” проектирует и внедряет в проекты оборудование собственного завода Alageum, предположительно казахстанского содержания. “Электромонтаж”, в свою очередь, закупает оборудование у собственного завода, которое затем ставится на учёт в различных РЭС (районные электрические сети). Затем компания строит объекты для государства по завышенным ценам.
Всей этой схемой руководит сын владельца холдинга Еркебулан Ильясов.
“Другими словами, эта семья превратила свои сети в мафиозную структуру, незаконную монополию, существующую благодаря и поддерживаемую коррумпированным правительством и его сторонниками. Это полноценная семейная монополия на рынке, обеспечивающая отсутствие конкуренции или вытесняющая конкурентоспособные компании”, – утверждается в статье.
Какую же схему разработала компания-монополист Alageum Electric, чтобы обойти санкции, введённые на поставки в Россию? Опять же, этот бизнес-план прост. Сначала предприятие открыло и зарегистрировало компанию в Китае, которая закупает различные комплектующие электрооборудования для трансформаторов, шкафов управления, телемеханики – всё оптом. А затем продаёт их небольшим оптом (или даже в розницу) собственной компании Alageum Electric в Казахстане. Другими словами, компания закупает у одного и того же предприятия (но технически оно находится в Китае), а затем по неясным схемам ввозит товары в Казахстан под другими кодами. Таким образом, основная продукция для экспорта собирается на предприятиях РК, имеющих маркировку “Сделано в Казахстане”.
Сборка этих компонентов в конечную продукцию под маркировкой “Сделано в Казахстане” позволяет экспортировать в Россию санкционированную китайскую электротехническую продукцию. Этот процесс не требует раскрытия информации для статистики международной торговли в России.
Недавно компания приобрела Уральский трансформаторный завод, расположенный прямо на границе Казахстана и России. О чём говорит эта покупка? Это, безусловно, показывает, что холдингу-монополисту легко удаётся обходить все западные санкции и беспрепятственно реэкспортировать в РФ китайскую электротехническую и электронную продукцию различного назначения.
Почему бизнес-сообщество Казахстана обеспокоено действиями монополистов
Давайте представим, что санкции дошли и затронули Alageum Group. Напомним, что санкции против юридических лиц включают в себя замораживание активов. В условиях санкций компания больше не сможет уйти от ответственности путём изменения кодов, согласованного по теневым схемам с Комитетом госдоходоф Минфина РК, как это было раньше.
Кроме того, невозможно скрыть товары двойного назначения, поступающие большими партиями из Китая, чтобы позже собрать окончательную санкционированную продукцию. Заморозка активов группы будет означать провал всех госконтрактов по модернизации инфраструктуры электроэнергетики от высоковольтных распределительных сетей до низковольтных, поскольку 90% всех трансформаторных подстанций питаются “из одного источника” на основе утверждённой проектно-сметной документации. Этим источником, как мы уже знаем, является Alageum Group.
И все это происходит в то время, когда монополист Кожабаев даёт громкие показания о способах получения таких заказов в суде.
Более того, это предприятие является основным поставщиком санкционной продукции в Россию по госзаказу на $55,5 млн за взятку в $2,8 млн. Опять же, это происходит на фоне заявлений вице-министра РК о том, что “Казахстану не грозят вторичные санкции”. Всё это вызывает большие вопросы в бизнес-сообществе Казахстана.
“Разве это не похоже на то, на что Минфину США и Госдепу следует обратить внимание?”, – задаются вопросом авторы материала.
Напомним, в мае издание “Важные истории” совместно с Центром по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) и немецким журналом Der Spiegel выпустило расследование, согласно которому Россия получает чипы и беспилотники для войны в Украине через Казахстан. Журналистам удалось выяснить, что более 500 дронов в 2022 году в Россию отправила казахстанская компания “Аспан арба”. Она была зарегистрирована в Казахстане уже после начала войны в Украине — в апреле 2022 года.
В конце июня Жумангарин заявил о невозможности контролировать товары, идущие в РФ через Казахстан.
В июле сообщалось, что санкционные товары для войны на миллиарды долларов идут в Россию через РК.