Может ли Казахстан попасть под санкции из-за транзита российской нефти в Китай

Гумарова Асем

Вице-министр энергетики Казахстана Ерлан Аккенженов рассказал подробности касательно ратификации протокола о транзите российской нефти в Китай и пояснил, может ли наша страна оказаться под вторичными санкциями из-за этого соглашения, передаёт Ulysmedia.kz.

Коллаж Ulysmedia

Что произошло

20 мая президент Касым-Жомарт Токаев подписал закон о сотрудничестве в области транспортировки российской нефти через территорию Казахстана в Китай. Вице-министр Аккенженов рассказал журналистам на полях казахстанско-китайского делового совета, что этот проект позволит Казахстану заработать $1,7 млрд долларов за 10 лет.  Кроме того, в рамках данного соглашения в Китай будет транспортироваться и казахстанская нефть, объем поставок достигнет 1 млн тонн в год.

"В этом году республика Казахстан ратифицировала соглашение с РФ о транзите российской нефти. Годовой объем составляет 10 млн тонн. Соглашение рассчитано на 10 лет, то есть мы говорим о 100 млн тонн. Это дает нам возможность дополнительно заработать порядка $1,7 млрд за весь период. Путем данного соглашения мы транспортируем и нашу нефть в объеме 1 млн тонн в год. Транзит идёт из России в Китай", — сказал он.

Чиновник добавил, что соглашение также позволит обеспечить Павлодарский нефтехимический завод дополнительным сырьем.

"Это соглашение также позволяет нам обеспечивать наш ПНПЗ четырьмя миллионами тоннами нефти российского происхождения. Аналогичный объем нефти мы передаем на переработку российской стороне на трубопроводе Атырау-Самара. Схема замещения", — отметил он.

Будут ли санкции?

Журналисты поинтересовались, не грозят ли Казахстану со стороны западных стран. Аккенженов заверил, что часть нефти будет оставаться в Казахстане, часть отправляться в Китай. Он заявил, что реэкспортом наша страна заниматься не намерена.

"Если мы говорим о санкционных вопросах, то в первую очередь, это поставки морским транспортом. Поставки танкерами. Данная нефть поступает нам в РК, мы её перерабатываем здесь и продукты переработки остаются в Казахстане. Нефть остается для внутреннего рынка, транзит же потребляется в КНР. Это отношение между РФ и КНР. Мы являемся только страной-транзитером", — добавил вице-министр.

Напомним, ранее международный специальный посланник Евросоюза по санкциям Дэвид О'Салливан рассказал, для чего страны Запада продолжают вводить ограничения против России.