Внешнеполитический блеф: когда Казахстан определится с союзниками

Ulysmedia

Автор: Асылбек Бисенбаев

Вокруг нас, да и во всем мире, как-то стало неспокойно. Колебания демонстрируют и различные международные организации с казахстанским участием. После «добровольного присоединения Крыма» к России началась новая волна кризиса в отношениях с соседними государствами. Санкции в отношении нашего стратегического союзника всё больше усиливаются и начинают бить и по Казахстану.

Фото из открытых источников

Историк Асылбек Бисенбаев решил проанализировать ситуацию и пришел к выводу, что понять её можно даже не обращаясь к статистике по росту цен, падению уровня жизни и производства, снижению взаимной торговли и многому другому. Но мы, несмотря ни на что, как тот оловянный солдатик, стоим на своём.

Наши принципы против нас

Многовекторность, сбалансированность, конструктивизм — вот основополагающие принципы нашей внешней политики, в очередной раз константировал Касым-Жомарт Токаев в интервью телерадиокомпании «Мир». И такая внешняя политика, на взгляд президента, наилучшим образом соответствует геополитическому статусу нашей страны, ее географическому расположению. Но в рамках этого внешнеполитического курса мы уделяем первостепенное внимание стратегическому партнерству и союзническим отношениям с Россией. Для нас это принципиальный момент, - подчеркнул глава Казахстана.

Еще одной проблемой стали игры президента Беларуси Лукашенко. Попытка давления на коллективный Запад потоком мигрантов привела к обратному эффекту. Санкции обрушились уже на эту страну и её руководство.  Ситуация настолько воздействовала на белорусского президента, что он обвинил союзников по ЕАЭС в том, что «визитеры из западных стран и США» уговаривают их подключиться к давлению на его страну. Что называется, нервы не выдержали! Это заявление вынуждены были опровергать в Казахстанском МИДе.

 – Рассмотрев ваш запрос относительно санкций в отношении Республики Беларусь, сообщаем следующее.
В Министерство иностранных дел РК не поступали какие-либо обращения представителей ЕС и США с просьбой подключиться к санкциям в отношении Республики Беларусь, - успокоил публику наш форин-офис.

Талибы

Наибольший ажиотаж вызвали талибы, которые взяли Кабул и создали своё правительство. Страны региона по-разному отреагировали на это событие. Наш посол встретился с представителями талибов, хотя на тот момент правительство их не признавало. Была сюрреалистическая ситуация, когда СМИ передавали что российские (казахстанские) дипломаты встретились и провели переговоры с запрещенной в России (Казахстане) организацией. Нужно сказать, что второе пришествие талибов было вполне ожидаемо. Правительство Афганистана за почти два десятилетия так и не смогло решить ни одной проблемы. Диалога племён и регионов так и не получилось, экономика едва дышала и все более и более переходила на производство наркотиков, государственные органы были не в состоянии решать или делать что-либо из-за невероятной коррупции и расхищения международной помощи.

Пандемия и коррупция

Пандемия стала еще одним ударом для всех стран, особенно Центральной Азии. Они попросту оказались не готовы к «войне» с коронавирусом и принимали множество неэффективных мер. Создавалось впечатление, что на волне пандемии поднялась и волна коррупции.

Тернистый путь в Европу

30 лет Казахстан проводит политику многовекторности. Едва ли не каждый год страна предлагает самые разные программы и инициативы. Иногда они вызывает, мягко говоря, недоумение. Например, в течение 2009 – 2011 годов была реализована программа «Путь в Европу». Её основной целью был выход на уровень стратегического партнерства со странами ЕС. Между Казахстаном и Европой предполагалось «развитие и углубление сотрудничества» по целому ряду направлений – технологическому и транспортному, развитию малого и среднего бизнеса, повышению качества жизни и еще многому другому. И еще одно очень важное направление – совершенствование институционально-правовой базы с использованием европейского опыта. Было даже председательство Казахстана в ОБСЕ. Но реальных результатов достичь не удалось. За эти годы страны Балтии без каких-либо громогласных программ поставили перед собой конкретную цель и достигли её – стали членами ЕС.  В списке стран по ВВП на душу населения (октябрь 2021 года) Эстония занимает 36 место, Литва – 40-е, Латвия на 43 позиции. В то же время Казахстан, реализовавший программу «Путь в Европу» обосновался на 65 месте. По индексу процветания Института Legatum (The Legatum Prosperity Index) (ноябрь 2021 года) Эстония   находится на 17 месте, Латвия на 30-м, Литва на 33-м, Казахстан занял 64 место, а Россия – 70-е.

Исламское сотрудничество

Практически сразу после председательствования в ОБСЕ Казахстан стал председательствовать в Организации исламского сотрудничества (2011-2012) Как отмечается на сайте МИД РК «председательство Казахстана в ОИС было сформировано на основе пяти инициатив, выдвинутых Первым Президентом РК - Елбасы: создание системы продовольственной безопасности на пространстве ОИС, создание механизма поддержки среднего и малого бизнеса, создание диалоговой площадки ведущих исламских экономик, налаживание инвестиционного и технологического сотрудничества в энергетической сфере и обеспечение участия представителей ОИС в работе «G-20».

Но итоги сотрудничества для Казахстана оказались незначительными. Официальные лица признают, что объём торговли между Саудовской Аравией и Казахстаном невелик. В нашем отечестве зарегистрировано всего 11 предприятий с участием капитала этой страны. К слову, организации так и не удалось разрешить многочисленные проблемы, сотрясающие исламские государства.

Хотели, как лучше

За тридцать лет мир изменился. И дело не только в распаде Советского Союза. Это было неизбежно. Социалистическая система оказалась нежизнеспособной во всех вариантах и национальных проектах. С крахом СССР страны восточной Европы сменили парадигму развития и вернулись в лоно европейской цивилизации. Компартия Китая сохранила свои позиции, но изменила экономические основания страны. КНДР и Куба уже давно не могут служить примером процветания.

Казахстан начал формирование своего внешнеполитического курса в трудные 90-его прошлого века. Но достижений в этой сфере на самом деле немного. Спорные пограничные вопросы с Китаем, доставшиеся от прежних времен, были решены в значительной степени китайской стороной, взявшей курс на экономическую реформу и открытость. Это предполагало расширение связей с соседними государствами и развитыми странами мира. Казахстан последним покинул СССР. Ему даже не нужно было об этом заявлять, поскольку союза уже не было. Страна долгое время оставалась в рублевой зоне. Российское правительство, вопреки обещаниям и заверениям, просто в одностороннем порядке избавилось от присутствия Казахстана в зоне рубля. Это нанесло сильный удар по нашей экономике. В 1994 году Казахстан выступил с евразийской инициативой, хотя основной тенденцией в отношениях был дальнейший распад бывшего СССР, создание национальных экономик, определение внешнеполитических векторов.

Безрезультатная интеграция

В новом веке Казахстан продолжает интеграционные проекты, не приносящие реальных результатов. Причем не видно сопряжения внешней и внутренней политики. Почему это важно? Всё просто. Политика на международной арене должна исходить из национальных интересов.

В давние времена примером внешнеполитического коварства и беспринципности служили слова британского премьер-министра Палмерстона. Он говорил, что у нас нет вечных союзников и у нас нет постоянных врагов, вечны и постоянны наши интересы. Наш долг — защищать эти интересы.  Эволюция британской внешней политики хорошо известна. Она позволила империи управлять территориями, над которыми никогда не заходит Солнце. В ХХ веке приходит новое понимание интересов, и Британская империя трансформируется в Содружество. Причем бывшие колонии активно и добровольно сотрудничают с бывшей метрополией. Современная Британия – активный и влиятельный игрок на мировой арене. Она может даже отказаться от участия в ЕС, поскольку так решили граждане страны, но на её авторитет в мире это не повлияет. Это пример реализации национальных интересов и воли народа. Старые и новые союзы, понимание своих возможностей и верная оценка потенциала как раз и позволяют Британии находиться в центре принятия решений.

Анализируя внешнюю политику Казахстана, можно прийти к простому вопросу – какие приоритеты лежат в её основе? Палмерстон говорил о приоритете национальных интересов. Если Британии нужны колонии, то происходит захват Северной Америки, Австралии, Новой Зеландии, Гонконга и, конечно, Индии. Нужны союзники в войне - и Черчилль готов немедленно поддержать СССР в войне против Германии.

Нужна ли конкретика в дипломатии

Казахстанская внешняя политика не так конкретна. Для нас полем деятельности является весь мир. В концепции внешней политики на 2020-2030 годы, как говорил президент Токаев, мы подтвердили особое значение стратегических отношений Казахстана с Россией, Китаем, США, странами Центральной Азии, государствами ЕС. Казахстан открыт к расширению связей с партнерами в Азии, на Среднем и Ближнем Востоке, в Северной и Южной Америке, Африке. Более того, Токаев заявляет, что «в целом, нам необходимо расширять горизонты внешней политики. Наш небесно-голубой стяг должен быть представлен во всех основных регионах планеты. Это в полной мере отвечает стратегическим интересам нашей страны».

Но это не главное. Вопрос в том, чтобы внешняя политика была продолжением внутренней. Но сегодня Казахстан заявляет о сотрудничестве для развития малого и среднего бизнеса, но проводит политику монополизации экономики и подсаживается на нефтегазовую иглу. Налоговый пресс, коррупция и некомпетентные решения привели к фактическому выдавливанию МСБ из экономики.

 – При возникновении спорных вопросов мы стремимся к поиску разумных решений на основе полного учёта наших национальных интересов. Мы никогда не допустим каких-либо соглашений, которые нанесли бы ущерб таким священным для нас ценностям, как независимость, суверенитет, нерушимость границ и территориальная целостность. Прежде всего, мы должны решительно отстаивать интересы Казахстана, - говорит Касым-Жомарт Токаев.

На деле же увлечение евразийством, участие в ЕАЭС привело к обратному результату.

Обратный эффект от ЕАЭС

Несмотря на все заявления о развитии взаимной торговли, которая по-прежнему остается сырьевой, продолжают существовать барьеры, изъятия и ограничения, ставящие государства-участники ЕАЭС в неравное положение. В 2016 году Евразийская комиссия подготовила большой доклад по этой проблеме. Но на ситуацию это особенно не повлияло.
За все годы существования ЕАЭС динамика и содержание внутренней торговли мало меняется. Например, торговый оборот между Россией и Казахстаном к концу 2021 года может достичь 20 млрд долларов. В то же время товарооборот между Казахстаном и Китаем в 2020 году достиг 15,4 млрд долларов. За шесть месяцев 2021 года он составил 9,8 млрд долларов. В то же время товарооборот между Россией и Казахстаном - 10,7 млрд долларов. Без всяких союзов, интеграционных органов и структур приоритет отношений с Китаем растет из года в год.

Еще более странным является расширение ЕАЭС за счет Армении, которая не имеет общей границы ни с одним государством Союза. В 2020 году товарооборот между Арменией и Казахстаном составил 15 млн долларов. Можно принимать какие угодно меры, но широкого сотрудничества здесь не будет. Недавние военные столкновения в Нагоном Карабахе поставили вопрос о том, что для Казахстана важнее – тюркское единство или общая позиция ОДКБ.  «Давайте жить дружно» - решил наш МИД. Но эта формула может уже в ближайшее время перестать быть универсальной. Тем более после «отжатия» Крыма или вероятного столкновения между Украиной и Россией в Донецке. Коллективный Запад уже заявил о полной поддержке позиции Украины, как страны, которая может стать жертвой агрессии со стороны России. Детский вопрос – а мы за кого?

За 9 месяцев 2021 года товарооборот между Казахстаном и Кыргызстаном вырос до 680,7 млн долларов. Поставлена задача достичь объёмов взаимной торговли до 1 млрд. Но это достижение не ЕАЭС, а экономической ситуации. На Казахстан и Узбекистан приходится около 70% всей региональной торговли в Центральной Азии. Двусторонний товарооборот за 9 месяцев 2021 года превысил 2,9 млрд долларов, что на 28,5% выше показателя аналогичного периода 2020 года. По итогам текущего года Узбекистан может войти в пятерку крупнейших торговых партнеров Казахстана. Поставлена задача довести объём взаимной торговли до 5 млрд долларов в 2022 году и до 10 млрд долларов в течение 5 лет. Доля Узбекистана в экспорте нашей страны составляет 66%. Даже приведенные цифры позволяют серьезно усомниться в эффективности ЕАЭС. В то же время они говорят о необходимости развивать экономические отношения с нашими южными соседями. Не говоря уже о том, что развитие сотрудничества с КНР необходимо вести с единой позиции стран Центральной Азии.

Проверка на прочность

Изменение ситуации в Афганистане еще раз показывает, что региональное сотрудничество и согласованность политики весьма важны для экономики Центральной Азии. Совместные проекты в области транспорта, инфраструктуры, производства и экспорта продовольствия, техники могут стать основой для участия в крупнейших международных проектах. У нас есть болезненные вопросы, связанные с проблемой Арала, водных ресурсов, транспорта и энергетики. До настоящего времени нет решения о беспрепятственном передвижении граждан. А ведь это болезненный вопрос для граждан, которые вынуждены проходить унизительные процедуры на границах, чтобы встретиться с родственниками в других государствах региона. Все попытки развития туризма тоже сталкиваются с этой проблемой.

Если национальный интерес Казахстана в развитии экономики, бизнеса, сокращении безработицы, импортозамещении, то нужно развивать отношения со всеми соседями. Пока что, несмотря на все заверения правительства, оно увлечено интеграционными проектами с Россией. В погоне за внешним эффектом мы забываем о содержании. На деле интеграция – слово, которое часто звучит из уст наших руководителей, это объединение разрозненных частей в единое целое. Как разъясняют словари «Латинский корень integro как раз и означает «целое, единое». В какое единое и целое мы идём? Возрождаем Советский Союз? Входим в состав Российской Федерации как составная часть? Каковы основания этой интеграции?

В Европейском союзе все понятно – он ос­но­ван на прин­ци­пах свободы, де­мо­кра­тии, ува­же­нии прав че­ло­ве­ка и ос­нов­ных сво­бод, а так­же гос­под­стве пра­ва, прин­ци­пах, об­щих для го­су­дарств-чле­нов (ст. 6.1 До­го­во­ра). А в ЕАЭС? Действительно ли национальный интерес Казахстана состоит в утрате суверенитета и независимости путем интеграции с Российской Федерацией? Или под словами об интеграции идет торговля за некие преференции? Беларусь даже вошла в Союзное государство, но время от времени, в зависимости от поступлений нефти из РФ, говорит о выходе из него.

Интеграция: с кем и зачем

Есть разница между добрососедскими отношениями и интеграцией. Может быть тогда следует сначала установить таковые с Россией? Решить вопросы свободного продвижения наших товаров, без санитарных санкций в самый неожиданный момент. Закрыть полигоны, которые наносят вред окружающей среде и здоровью наших граждан.  Решить вопросы казахстанского экспорта через территорию РФ. Услышать реакцию руководства на провокационные заявления российских политиков, депутатов в отношении Казахстана. Можем ли мы считать себя союзниками, если занимаем разные позиции по поводу Украины, а ранее – Грузии, еще ранее – Молдовы?

Нужно спуститься с небес и перестать считать Казахстан важным участником глобальных и региональных процессов. Казахстан предлагает стать посредником в торговой войне между США и Китаем. Но все прекрасно понимают, что это мыльный пузырь. Казахстан производит менее десятой доли процента мирового ВВП, является сырьевым государством, сидящим на нефтяной игле. Пора бы уже определиться с возможностями и реальным весом страны на международной арене. А затем заняться конкретными проблемами, которые сейчас лежат тяжким бременем на гражданах.