План по транзиту грузов к 2030 году увеличили в Казахстане

Айша Кутубаева

Министр транспорта Марат Карабаев на правительственном часе в мажилисе представил планы по развитию транзитного потенциала Казахстана. Основное внимание уделено водным, железнодорожным и автомобильным коридорам, которые свяжут ключевые торговые направления Запад – Восток и Север – Юг, передает Ulysmedia.kz.

Фото: pixabay.com

Между Западом и Востоком и между Севером и Югом

Ежегодно через Евразию проходит свыше 400 млн тонн грузов с денежным оборотом более 1 трлн долларов. Более 93% перевозок осуществляется водным транспортом, а доля железных дорог составляет 4%.

На территории Казахстана функционируют 13 международных транспортных коридоров: 5 – железнодорожных и 8 – автомобильных. В прошлом году по этим маршрутам было перевезено 32 млн тонн транзитных грузов, а в этом году объем вырос на 6% – до 34 млн тонн.

Транскаспийский маршрут и коридор Север – Юг

Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ)

Этот маршрут связывает Казахстан с Азербайджаном, Турцией и Грузией, а также предоставляет выход к Европе через Каспийское море.

Основные достижения:

  • За последние 4 года объем грузов на маршруте вырос в 5 раз – с 800 тысяч тонн до 4,1 млн тонн.
  • Сроки доставки сократились с 58–60 дней до 13–15 дней.

На сегодняшний день пропускная способность маршрута составляет 6 млн тонн в год. Для дальнейшего развития маршрута страны-участники утвердили дорожную карту, направленную на устранение административных барьеров и оптимизацию логистики.

“Нашей ближайшей целью является увеличение пропускной способности Транскаспийского маршрута до 10 млн тонн. Для этого Казахстан совместно с партнерами уже реализует масштабные проекты по модернизации инфраструктуры и упрощению процедур”, – рассказал Карабаев.

Международный транспортный коридор Север – Юг

Этот маршрут связывает Россию и страны Персидского залива через Казахстан, Туркменистан и Иран.

Основные характеристики:

  • Текущая пропускная способность – 10 млн тонн.
  • Основной грузопоток формируется в России и направляется в страны Ближнего Востока.

Для увеличения потенциала коридора утверждена совместная дорожная карта с Россией, Туркменистаном и Ираном.

Планируемые меры:

  • Модернизация стыковочных железнодорожных станций с увеличением их пропускной способности на 50% – с 23 до 33 пар поездов в сутки.
  • Создание единого оператора совместно с Россией и Туркменистаном.
  • Предоставление тарифных скидок до 50% для транзитных грузов.

Эти меры, как отчитались в Минтранспорта, позволят удвоить пропускную способность маршрута – до 20 млн тонн в год.

Главная цель – 74 млн тонн к 2030 году

Согласно стратегии Министерства транспорта, к 2030 году Казахстан увеличит объем транзитных перевозок до 74 млн тонн. Ранее планировалось увеличить до 35 млн тонн.

Ранее стало известно, что Казахстан стремится стать одним из ключевых игроков в транзите интернет-трафика между Европой и Юго-Восточной Азией. 

К слову, за первые восемь месяцев 2024 года транзит российского газа через территорию Казахстана показал значительный рост, увеличившись почти втрое по сравнению с предыдущим годом.