Казахстанская электроэнергетическая ассоциация и пять крупнейших компаний выступили с обращением к президенту Касым-Жомарту Токаеву, передает Ulysmedia.kz.
Участники рынка заявили о наступающем кризисе в энергетическом секторе из-за нерешенных системных проблем отрасли.
"На сегодняшний день энергетическая отрасль нашей страны сталкивается с большим количеством масштабных вызовов, вопросов и неопределенностей – как накопленных в предыдущие годы, так и вновь возникших. В настоящем обращении изложены основные позиции, которые, по мнению энергетических предприятий, являются наиболее актуальными. Необходимо отметить, что на текущий момент в Республике Казахстан наступает энергетический кризис", – говорится в обращении.
Технологические аварии, произошедшие 20 и 26 марта на Петропавловской ТЭЦ, а также на Степногорской ТЭЦ, стали печальным подтверждением реальности оценок состояния дел в отрасли, которые содержатся в обращении.
По мнению авторов обращения, ключевыми являются следующие системные причины:
Регулирование сферы энергетики осуществляют министерства энергетики, национальной экономики , экологии, а также индустрии и инфраструктурного развития.
По словам авторов обращения, «формально, все согласны, что энергетика страны должна быть современной, экологичной, экономически эффективной и полностью обеспечивать энергонезависимость страны».
«Однако на практике, ввиду отличающихся ведомственных приоритетов вышеуказанных государственных органов, регулирование отрасли носит разнонаправленный и хаотичный характер, где задачи одного министерства прямо противоречат задачам другого», – следует из текста обращения.
Например, Минэнерго в условиях существующего дефицита электрической мощности различными мерами стимулирует энергопроизводящие организации увеличивать генерацию и ограничивает проведение плановых ремонтных работ на станциях с целью снижения дефицита электроэнергии. В это же время Минэкологии, посредством уменьшения объема распределяемых квот и установления огромных штрафов за превышение объема выбросов, наоборот, вынуждает ЭПО снижать генерацию. Другим примером является инициатива Минэкологии (в соответствии с новым Экологическим кодексом) по установлению для ЭПО обязательства по внедрению наилучших доступных технологий. Затраты ЭПО на внедрение НДТ будут исчисляться десятками миллиардов тенге по каждому предприятию и это неминуемо приведет к росту тарифов, что прямо противоречит политике инфляционного сдерживания тарифов, проводимой Миннацэкономики.
«Сохраняя разнонаправленную модель регулирования, страну в целом и энергетику в частности ждут самые негативные сценарии, среди которых могут быть окончательная деградация отрасли и полная потеря энергонезависимости, неисполнение международных обязательств (таких как Парижское соглашение по климату), высокие и неконкурентоспособные тарифы, полная потеря квалифицированных кадров», – считают авторы обращения и предлагают сосредоточить функции регулирования отраслью по принципу «одного окна» в Минэнерго.
Еще более тревожная ситуация складывается в теплоэнергетике, где в последние годы дефицит тепловой энергии наблюдается в Карагандинской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской и других областях.
В частности, в документе приводятся данные, что дефицитным по теплу в настоящий момент является такой крупный областной центр, как Павлодар. По мнению участников рынка, «проблема дефицита тепловой энергии очевидна». Однако точных данных в масштабах всей страны нет, так как отсутствует тепловой баланс даже на краткосрочный период 5-7 лет.
"Централизованный государственный аудит тепловых инфраструктур (ТЭЦ, тепловые сети, котельные, насосные станции) не проводится и, соответственно, ни один из государственных органов на сегодня не понимает реальную ситуацию по тепловым мощностям", – отмечается в обращении.
Как следствие,уже в этом году дефицит электрической мощности в энергосистеме Казахстана составит 1 327 МВт, дефицит регулировочной мощности – 894 МВт. Причем он спрогнозирован с учетом ввода новых мощностей, как традиционных (2,6 млрд кВт/ч), так и ВИЭ (2,0 млрд.кВт/ч).
Кроме того, при повышении дефицита происходит увеличение перетоков из России. Даже в относительно благополучном периоде, в качестве компенсации за перетоки электроэнергии из РФ, только с 2015 по 2020 годы сумма затрат увеличилась более чем в два раза с 8,3 млрд тенге в 2015 году до 18,6 млрд тенге в 2020 году.
Со слов авторов, не лучшим образом обстоит дело и с тарифообразованием, которое, по сути, сводится к «сдерживанию» тарифов и фактически дестимулирует участников рынка. Более того, система «сдерживания» выстраивается таким образом, что начинает угрожать безопасности системы. В частности, согласно Закону «Об Электроэнергетике» для получения индивидуального (инвестиционного) тарифа, принимаются только мероприятия по основному генерирующему оборудованию (турбоагрегаты, котлоагрегаты и генераторы) и не берутся для расчета затраты по строительству, реконструкции и обновлению сооружений, участвующих в технологическом процессе производства электро- и теплоэнергии.
«Стоит отметить, что данные мероприятия (золоотвалы, дымовые трубы, градирни и пр.) являются наиболее затратными и важными, связанные с с эксплуатацией и надежностью работы электростанций. За счет тарифа на электрическую энергию такие работы не выполнить», – отмечают авторы обращения.
КЭА и участники рынка предлагают еще раз тщательно проанализировать экологическую политику в сфере энергетики. По их мнению, «декарбонизация значительно повысит цены во всех отраслях экономики, что при существующих доходах населения и рентабельности бизнеса может развалить экономику страны».
“Поэтому необходим коренной пересмотр политики в области экологии применительно к электроэнергетической отрасли, чтобы такая политика отвечала реальному положению дел в энергетике и экономике страны в целом”, – убеждены авторы обращения.