Новейшая история: есть ли у Содружества Независимых государств будущее?

Ulysmedia
Коллаж Ulysmedia

Алма-атинскую Декларацию о создании Содружества Независимых Государств подписали 21 декабря 1991-го – ровно тридцать четыре года назад перестала существовать сверхдержава, занимавшая шестую часть суши.

Булат Хусаинов тогда работал первым помощником вице-президента Республики Казахстан Ерика Асанбаева, аппарат которого был штабом и готовил документы для этой декларации и саму встречу глав государств в столице Казахстана.

Булат Доскалиевич – Академик Казахстанской Национальной Академии естественных наук, доктор экономических наук поделился с Ulysmedia.kz размышлениями о событиях, открывших страницу новейшей истории.

БЫЛИ ГОТОВЫ К ВСЕМУ

После нелепого путча ГКЧП все напряжённо следили за событиями в Москве. Да, уже существовала Декларация о государственном суверенитете, которую Председатель Верховного Совета Казахской ССР подписал 25 октября 1990 года, который теперь является главным Национальным Праздником страны. Но Казахстан оставался частью СССР. Мы прекрасно понимали, что консервативное крыло КПСС может пойти на самые жёсткие меры, вплоть до ввода «ограниченного контингента». И были готовы ко всему. Тем временем центробежные настроения нарастали. Практически во всех республиках.

Я был увлечён экономикой, и, если честно, упустил момент и не сразу обратил внимание на шёпот по углам: «пуща, пуща». Беловежская Пуща, как к ней ни относиться, подвела итоговую черту под 74-летней историей СССР. И тогда Назарбаев пригласил руководителей всех постсоветских государств в Алма-Ату. Приехали все, кроме лидеров прибалтийских государств и Грузии. Подготовку к встрече поручили в Казахстане - Ерику Магзумовичу Асанбаеву и Даулету Хамитовичу Сембаеву. В России - Геннадию Бурбулису и Егору Гайдару. Всех деталей того дня не могу раскрывать и сегодня. Скажу только, что просчитывались разные сценарии - в случае неудачного исхода переговоров. Гипотетически такой вариант существовал. Однако руководство Казахстана понимало необходимость создания «оси стабильности» в постсоветской Евразии.

Булат Хусаинов, Академик Казахстанской Национальной Академии естественных наук, доктор экономических наук

ПЕРЕГОВОРЫ МОГЛИ СОРВАТЬСЯ 

Работали в весьма сложных условиях. Дело в том, что Россия, Белоруссия и Украина упорно пытались диктовать, чтобы все остальные страны присоединились к Беловежскому соглашению. То есть добровольно выбрали бы для себя роль статистов. Казахстан и все другие государства настаивали, что речь может идти только об образовании Содружества Независимых Государств как равноправных партнёров. Главы делегаций начали работать в два часа дня и только после полуночи пришли к единому мнению, что всё-таки «образуют» Содружество, а не «присоединяются» к беловежским документам. Несколько раз возникало впечатление: ну всё, не договорились. Сейчас в аэропорт - и по домам. Окончательный текст был согласован глубокой ночью. Это были часы, полные драматизма. В итоге здравый смысл и целесообразность возобладали.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ СНГ

Сейчас СНГ не критикует только ленивый и минусы общеизвестны. Многие утверждают, что это аморфное интеграционное образование. Действительно, львиная доля подписанных соглашений просто не работает. Но я считаю, что главная цель СНГ достигнута. Прошедшие тридцать четыре года не стали междувременьем, мраком и хаосом, кровавыми разборками всех против всех. Создание Содружества позволило в спокойной обстановке разобраться с ядерной проблемой. Полагаю, что Казахстан принял единственно верное решение - избавиться от боеголовок с атомной начинкой.

Думаю, что это решение абсолютно правильное. Главная «загогулина», как любил выражаться Ельцин, была в том, что «ядерный чемоданчик» оставался в России. То есть на ракеты, выпущенные, допустим, с территории Казахстана, мог последовать ответный удар. По нашей стране. А учитывая общее состояние развала в умах и в странах, помноженное на, мягко говоря, некоторую экстравагантность первого российского президента, такого сценария нельзя было исключить…

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ 

Экономика СССР была сильно интегрирована, уровень межхозяйственных связей между республиками, по оценкам экспертов, превышал 80-85 процентов. Но тогда все были увлечены идеей суверенитета. Диктат союзных органов был настолько безжалостным, что негативные последствия всем казались несущественными. К тому же реформы Горбачёва зашли в тупик. Сам он производил впечатление сломленного, растерянного человека. Иного пути в той ситуации никто не видел. Другой вопрос - что мы видим сейчас? В одиночку противостоять вызовам и разломам, происходящим в мировой архитектонике, невозможно. У Содружества должно появиться новое дыхание…

РАЗВАЛА НЕ БУДЕТ? 

Сегодня ясно одно - все государства состоялись. Каждая страна ведёт свою собственную политику. Нет того драматизма, какой мы все ощущали в огромной, безнадёжно больной стране накануне её распада. Но и в СНГ, и в Евразийском экономическом сообществе, и в Организации Договора о коллективной безопасности многое, если не всё, зависит от согласованной позиции всех участников этих объединений. Множество интеграционных инициатив на пространстве СНГ принадлежит Казахстану. Мне думается, что любой здравомыслящий политик и экономист прекрасно понимает, что одна страна не может противостоять современным глобальным и региональным вызовам. В начале XXI века региональная интеграция становится отличительной тенденцией мирового развития. Фактически весь мир сегодня - это совокупность региональных блоков. И в этом их сила, несопоставимая с возможностями отдельно взятой страны.

Автор: Булат Хусаинов