Столько мирового внимания к себе Шанхайская Организация Сотрудничества не притягивала никогда. Потому что ещё никогда мир не был таким разнополярным как сейчас. Ulysmedia.kz обратил внимание на детали личного общения некоторых глав государств - в международной политике даже невербальные жесты могут о многом рассказать.
Си Цзиньпин устроил поистине королевский приём. Даже, несмотря на то, что количество гостей зашкаливало – приехали главы более двадцати государств, руководители восьми крупнейших международных организаций, в том числе и ООН. Китайской щедрости и размаха хватило на всех. Танцы в аэропорту у трапа каждого самолёта, флаги по пути всего следования делегаций, приятная атмосфера портового города Тяньцзин.
Тяньцзин, фото chinatrips.ru
25-й по счёту саммит ШОС стал самым масштабным. Юбилейную встречу решили отметить по полной, лишний раз подчеркнув, что Китай сейчас реально один из мировых экономических лидеров. Если судить по прессе, то журналистский пул каждого из приехавших гостей во всю трубил о том, что именно их президента председатель Си встретил особенно тепло. То есть, каждый тянул китайское денежное одеяло на себя, но как показал саммит не всем будет чем укрыться.
На фоне разногласий с Западом каждый из президентов влиятельных держав, приехавших на саммит, вызывал у журналистов особый интерес. В первую очередь премьер-министр Индии Нарендро Моди. Ему было сложнее всех в виду того, что контакты с Китаем не самые простые из-за напряжённости на Тибете и спорных приграничных территорий. И возможно так бы оно и продолжалось, если бы администрация Трампа не увеличила пошлины на товары из Индии на 25 процентов.
Шахбаз Шариф
Си Цзиньпин на встрече с индийским премьер-министром так и сказал: «настало время слону и дракону танцевать вместе». Семь лет эта пара была в разлуке, теперь они официально - партнёры. Даже вещи можно перевезти друг к другу, потому что снова открыто авиационное сообщение между странами. Что касается тематики ШОС, то Нарендро Моди заявил, что долг стран-участниц объединения перед человечеством - это борьба и противостояние терроризму во всех его формах.
Враг моего врага мой друг
Президент Путин на саммите выглядел добродушным, был улыбчив и относительно общителен. По сути, так себя ведёт человек уверенный в доброжелательности хозяев дома. В том, что товарищ Си на стороне российского лидера в Кремле знают давно. Как минимум с начала войны в Украине, потому что именно это противостояние отчасти вторит позиции Китая, выступающего за равный многополярный мир. Если сказать откровеннее - за то, чтобы мировой гегемонии США не стало. Путин ещё раз подчеркнул, что причина военной операции в Украине - это попытки Запада нарушить баланс сил на границе России, что угрожает её безопасности.
Владимир Путин и Си Цзин Пин, фото nazarnews.org
Си Цзиньпин выступил на саммите ШОС с инициативой совместного создания «более справедливой и равноправной системы глобального управления», при которой все страны, «независимо от размера, силы или богатства» будут в равной степени принимать участие в мировом управлении. Российский президент идею китайского товарища поддержал и выразил мнение, что лидирующую роль в построении новой системы глобального управления могла бы взять на себя именно ШОС.
К президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву у китайского лидера особое дружеское отношение. На совместном фото даже улыбка Си Цзин Пина светится ярче, потому что он называет Токаева не иначе как «мой большой друг». И это понятно, ведь они разговаривают на одном языке, причём не только в прямом смысле – китайском, но и переносном – языке взаимопонимания. Кулуарная информация, что личные встречи Си Цзиньпин провёл только с тремя президентами только подчёркивает доверительность контактов. Но если с российским лидером Путиным, это прежде всего антизападная риторика, в случае с Индией налаживание отношений, то казахстанский трек всё-таки больше про тесные взаимосвязи. Сейчас они на беспрецедентно высоком поднебесном уровне, там, где нет штормов и грозовых туч. Их так и называют всепогодными, хотя определение китайского лидера звучит куда приятнее – вечное всестороннее партнёрство. В прошлом году оно вылилось в 44 миллиарда долларов двустороннего товарооборота.
Касым-Жомарт Токаев и Си Цзиньпин, фото rtvi.com
Инициативы в рамках ШОС президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев обозначил так – приоритет, это укрепление стратегического партнерства и взаимной поддержки в организации. Казахстан выступает за учреждение четырех центров ШОС по борьбе с вызовами и угрозами безопасности, приветствует инициативу Китая о создании Банка развития ШОС и готов принять участие в реализации этого перспективного проекта. Странам региона важно более активно сотрудничать в сферах высоких технологий, цифровизации, но особенно искусственного интеллекта. Не менее важной задачей президент назвал сотрудничество в сфере экологии для того, чтобы сберечь гидроресурсы и правильно ими распоряжаться. Поэтому Касым-Жомарт Токаев выступил за создание Центра изучения водных проблем ШОС в Казахстане. Также неожиданно для многих, он о необходимости реформирования Организации Объединённых Наций, особенно её ключевого органа - Совета Безопасности и предупредил, что отказ нынешнего поколения от выполнения этой задачи может подорвать доверие государств к ООН. Это особенно важно, поскольку обычно такие заявления звучат более осторожно, но здесь прозвучал чёткий призыв к глубоким изменениям международной структуры.
На фоне демарша Китая, России и Индии в сторону от Запада крайне интригующим выглядело присутствие на саммите ШОС президента Турции Реджепа Тайыпа Эрдогана. Его страна член НАТО и китайско-российско-индийский триумвират, в том числе, пытается избежать возможного военного давления. Путин так вообще уже воюет с Северо-Атлантическим блоком, пусть и не в открытую, но уже все давно называют спецоперацию в Украине прокси войной с НАТО. Был на саммите и ещё один руководитель страны, состоящей в этом блоке, президент Словакии Роберт Фицо, однако у него в отличие от Эрдогана нет пантюркистских настроений.
Реджеп Таыйп Эрдоган, фото aa.com.tr
Как известно турецкий лидер давно известен своей обособленностью в мировой политике, имея собственный взгляд на положение Турции и её влияние в регионе. И во многом участие в ШОС подчёркивает его желание взять от каждого объединения максимум полезного для своей страны. Выступая на саммите Эрдоган с одобрением отзывался о мирном процессе на Южном Кавказе, акцентировал, что взаимодействие в рамках Организации тюркских государств служат не только интересам стран-членов ОТГ, но и вносит вклад в обеспечение стабильности всего региона и предложил извлечь пользу из инициативы «Транскаспийский международный транспортный коридор «Восток-Запад»», совместив эту идею с китайской концепцией «Один пояс, один путь».
В социальных сетях как молния разлетелись видео с саммита ШОС, когда главы Индии и России прошли мимо пакистанского премьер-министра Шехбаза Шарифа как будто там его и не было. Чуть позже похожее видео было замечено с участием Си Цзин Пина. Обозреватели и аналитики сразу увидели в этом все знаки того, что лидеры крупных держав на индийской стороне. Как известно, недавно между Индией и Пакистаном возник пограничный конфликт, едва не переросший в полномасштабную войну.
Учитывая, что оба государства обладают ядерным оружием, последствия могли быть крайне разрушительными, если не фатальными. Несмотря на то, что Китай давно оказывает Пакистану военную поддержку, всё же примирение с Индией оказалось более важным.
Декларация ШОС практически поддержала Индию. В плане того, что страна имеет право определяться в тех территориях, которые там определены уже были.
Другая сторона медали этого конфликта - удар по репутации ШОС. Обе страны участницы объединения и для тех, кто считает Шанхайскую Организацию Сотрудничества чисто имиджевым союзом, такой разлад внутри него может стать показателем возможных внутренних деструктивных настроений. Особенно на фоне того, что за плечами ШОС почти нет практических инструментов взаимодействия.
Нынешний саммит можно назвать поворотным - от многочисленных деклараций к реальным делам. Все предыдущие документы носили рамочный характер, как бы в общем описывая происходящие в мире процессы и необходимость адекватно на них реагировать. Именно поэтому часто звучали слова о том, что ШОС, это больше дискуссионный клуб, чем действующая организация.
Подписание документов ШОС, фото economist.kg
В этот раз так же не обошлось без многословной декларации, но теперь уже принято решение об учреждении Банка развития ШОС. Долгие разговоры о взаимодействии в сфере безопасности трансформировались в решение о создании двух конкретных органов — Универсального центра в Ташкенте и Антинаркотического центра в Душанбе. Таким образом Тяньцзинский саммит можно назвать рестартом ШОС, где появились конкретные проекты, призванные решать общие существующие проблемы.
Бакыт Бекетаев, политолог, фото vb.kg
- Мир сейчас разделяется на две большие части. И ШОС – это еще одна ступень к разделению мира на две части – Восток и Запад. Это понимает Трамп, это понимает, скажем, Путин, Си Цзин Пин. Мы все увидели страны, которые идентифицируют себя как Восток. И мир придет к тому, и большая стабильность наступит в то время, когда наконец-таки мир поделится на две большие части – Восток и Запад. Да, будут третьи страны, будут четвертые страны, но они не будут существенно влиять. Вот поэтому ШОС ярко показал из чего сейчас состоит Восток, – говорит политолог Бакыт Бакетаев.
Саммит ШОС оказался прологом к военному параду, откровенно подчеркнувшему отдельные слова многих участников встречи в Тяньцзине о том, что каждое государство в мире имеет право на самоопределение без вмешательства извне. Чтобы желания вмешиваться было меньше, Пекин показал всему миру, как и чем это можно сделать. Официально Китай праздновал 80-летие победы над милитаристской Японией и окончание Второй мировой войны. Но, по сути, парад можно было разделить на два вектора. Первый, это память об уроках истории, отсылающих к людским жертвам, понесённым во время кровавых столкновений.
Военный парад в Пекине, фото point.md
Второй вектор - военно-технический, содержит больше прагматики. Если принять во внимание, что военные конфликты по всему миру в последние годы участились, то провести боевую поверку обороны, как говорится сам бог войны велел. И если сделать это публично, то ещё и намекнуть возможным агрессорам, что Китаю есть чем стрелять, на чём летать и плавать. Как известно последние десятилетия китайцы стремительно развивают свою армию, оснащая ее новейшими видами вооружения. Оснащённость армии Китая так же стремительно повысилась, как молниеносно набирает скорость истребитель пятого поколения. К слову, в мире такие самолёты собственной разработки есть только у трёх стран и Китай в их числе.
Истребитель 5-го поколения, фото militaryarms.ru
Особое внимание на параде было отведено ядерному стратегическому оружию. И как подчеркнули обозреватели, китайские ракеты сейчас уже способны долетать до любой точки мира. На этом фоне актуальные беспилотники, современные зенитно-ракетные комплексы, а также эффективные системы обнаружения и поражения трудно уязвимых целей выглядели на параде уже как что-то обязательное. Так, что китайский посыл военные эксперты ещё долго будут разбирать на тактико-технические характеристики.
Автор: Бакыт Мухтаралы