Почему казахстанская армия несёт небоевые потери – этот вопрос едва ли не на первом месте среди самых обсуждаемых в обществе. Об участившихся самоубийствах в вооружённых силах говорят только гражданские активисты, о недопустимости этого уже заявил и президент Касым-Жомарт Токаев.
Ulysmedia.kz не только публикует ужасающие по своей сути новости о суицидах в армии, но и пытается разобраться, почему молодые люди, отправившиеся защищать Родину, сводят счёты с жизнью.
Поэтому интерес редакции к долгожданному брифингу минобороны был вызван именно этой темой. Стоит отметить, что заместитель министра обороны РК Дархан Ахмадиев, видимо, знал, что именно небоевые потери и придётся обсуждать с журналистами.
По крайней мере, статистика о суицидах у него была в руках. Ссылаясь на цифры главного медицинского управления, военный чиновник заявил, что за 5 месяцев этого года, во всей стране зарегистрировано 4 318 случаев завершенных суицидов. Из них на вооружённые силы приходится четыре.
Из всех 4 942 попыток самоубийств, в ВС – зарегистрировано семь.
Более полных сведений о небоевых потерях среди казахстанских солдат в профильном ведомстве пока нет, но в министерстве пообещали предоставить их позже.
Как минобороны будет бороться с суицидами
Ахмадиев заявил, что для предотвращения суицидов создана специальная рабочая группа, куда входят сотрудники минобороны, МВД, других ведомств и представители гражданских активистов.
По его словам, все они занимаются детальным анализом причин самоубийств и выясняют, что их спровоцировало. Также Ахмадиев добавил, что командиры батальонов по воспитательной части ежемесячно проводят инструктаж с личным составом.
Он проинформировал, что министерство обороны надеется решить проблему самоубийств с помощью цифровых технологий. Например, специальные браслеты, с помощью которых можно будет отслеживатьне только передвижение солдат, но и пульс. Также в планах минобороны установка видеокамер в воинских частях. Большие надежды возлагаются на психологические тесты, они, по мнению Ахмадиева, смогут "с разных сторон оценить склонность к суициду".
- Даже в каком-нибудь предприятии, где производят автомобили, там тоже происходят эти вещи. Там минимизация занимает очень много времени, а тут мы говорим о вооружённых силах, где люди пользуются оружием. Понятно, что несчастные случаи могут быть.
С утверждением, что динамика армейских суицидов прогрессирует заместитель министра не согласился.
- Моя справка говорит об обратном. Нет какого-то аномального роста суицидов. В целом, я считаю, что работа в этом направлении ведется. Она комплексная, - заявил Ахмадиев.
Он добавил, что среди причин, из-за которох молодые военнослужащие накладывают на себя руки - социальные проблемы.
- У нас, к сожалению, 18-летние приходят на срочную службу, а у него уже кредит на 9 млн потребительский и так далее. Помимо этого, очень многие социальные проблемы выступают триггером. Сложно сказать, каждый случай индивидуальный - нельзя вот так обобщённо сказать, что является причиной, - объяснил Ахметов.
В качестве доказательства он привёл пример, что по результатам следствия уже известно, что два из четырёх случаев суицида произошли из-за семейно-бытовых проблем, по остальным ведется расследование.
Размытая по ведомствам статистика
Ранее Ulysmedia.kz рассказывала о проблемах солдатского питания и о том, почему голодные солдаты и курсанты ВИСВ постоянно просят у родителей деньги.
В июне министр обороны Руслан Жаксылыков поручил создать рабочую группу для разработки комплекса мер по “нулевой смертности в армии”.
31 июля казахстанцы потребовали от президента Касым-Жомарта Токаева отправить в отставку Руслана Жаксылыкова.